English French Portuguese Spanish
С.С. Дашидондоков, преподаватель Буддийского университета «Даши Чоинхорлин» им. Д.Д. Заяева: «Феномен достопочтенного Хамбо Ламы Итигэлова»

 

 

Мнения по поводу физического состояния Д.Д. Итигэлова самые различные. Современная наука лишь задает вопросы, не давая ответов. А с точки зрения буддийской философии, конечно же, ответы есть, но они не однозначны. Но все согласны в том, что ответ стоит искать на уровне духовного развития. Поэтому нужно изучать и искать ответ через диспуты и доказательства, опираясь на достоверные источники. Принимая во внимание сведения о Его прошлых жизнях, и биографию, можно предположить, что Он находится на стадии святых личностей Бодхисаттв или Пробужденный Будда.

Каким образом достигается состояние святого Бодхисаттвы? Кратко опишем этапы прохождения путей Большой колесницы индивидом, не вступавшим на путь Малой колесницы. Сразу вступивший на путь Большой колесницы посредством зарождения высшей устремленности к Пробуждению, вступает на путь накопления (тиб. tsog 1ат). Что есть путь накопления? Это есть реальное понимание Учения Махаяны. Т.е. посредством первичного зарождения Устремленности к пробуждению и в силу Великого Сострадания одновременно, поскольку обретается настоящий опыт в стремлении реализовать наивысшее Пробуждение на благо живых существ, и происходит вхождение на путь накопления Махаяны. На этом пути индивид, опираясь на созерцание, называемое поток Дхармы, воочию получает наставление от высшего воплощения Будды. И опираясь на практику тех наставлений, впервые зарождает мудрость, возникающую от медитации, направленной на сущность пустоты, и таким образом, переходит на путь применения (тиб. sbyor 1ат). Когда впервые обретается Проникновение, направленное на пустотность, тогда же и происходит вступление на путь применения Большой колесницы.

На пути применения проходят последовательно четыре стадии такие как: Теплота, Вершина, Терпение и Высшее Учение. На первой стадии достигается медитация ясного восприятия Сущности Дхармы подобно огню. На этой стадии еще возможно проявление эмоций, таких как гнев, и прочих побочных клеш, которые могут препятствовать развитию добродетели. На второй стадии испытывается устойчивое восприятие сущности Дхармы, в этот момент полностью устранены эмоции, такие как гнев, и другие омрачения, таким образом, духовная энергия стабилизируется и умножается беспрепятственно. По-другому называют «Нирвана, устранившая причину недобродетели». На третьей стадии испытывает бесстрашное терпение перед постижением сущности пустоты. И с этого момента индивид достигает освобождение от страданий дурных участей, поскольку не рождается в низших мирах под воздействием кармы и клеш. Что по-другому называется «Нирвана, избегшая низшие рождения». На последней стадии достигается самая высшая добродетель из мирских добродетелей. Далее достигается ясное постижение пустоты, что означает вступление на путь Видения истины в пути Махаяны (тиб. Tegchen mtonlam).

Путь Видения - это прямое постижение сущности пустоты, с помощью чего устраняется номинальное восприятие двойственности. Оно делится на восемь видов. Таким образом, при полном устранении этих номинальных восприятий реальностей, достигается восемь видов постижений. Затем достигается путь Созерцания (тиб. sgот1ат) одновременно достигается первый уровень Святой личности Бодхисаттвы. (тиб. Sa dang bo).

Во время достижения первого уровня Бодхисаттвы отбрасываются грубые омрачения клеш и грубое омрачение сознания. Реализовав ясное постижение пустоты и отбросив грубую форму омрачения сознания, личность переходит с беспрепятственного пути видения на путь полного освобождения от препятствующих омрачений на пути видения. На этом уровне личность реализует мудрость последующего постижения сущности пустоты и бессамостности. На этом этапе и далее в 9-ти уровнях Бодхисаттвы медитация сопровождается очень сильным духовным развитием, и индивид способен управлять природой, например своими рождениями, а также проявлять свое тело в различных местах одновременно, и погружаться в созерцание на протяжении многих лет. Это постижение позволяет лицезреть в течение одного момента сто и больше Будд, и получить благословение от Них, а также дает способность мгновенно перемещаться и проявляться во многих разных местах и мирах. Утверждают, что Хамбо Лама Итигэлов мог мгновенно передвигаться: как только за ним закрывали дверь, он тотчас оказывался за километр от нее, превращаясь в точку. Хамбо Лама Итигэлов обладал способностью пребывать в созерцании в течение ста и более кальп. В силу проявления истинной изначальной мудрости Он обладал способностью проникать во времени, видеть кальпы от начала до конца. То есть имел глубокое ясновидение, мог видеть свои перерождения и события будущего.

По наличию подобных способностей можно уверенно судить, что Хамбо Лама Итигэлов несомненно является святым Бодхисаттвой, согласно приведенному выше описанию из текста «Салам» Гунчен Жигмед Вангбо (см. текст тиб. «Sa lam» by Gunchen Jigmed Wangbo).

По свидетельствам лам, при жизни Хамбо лама Д.Д. Этигэлов говорил о трех своих реинкарнациях, и, будучи еще мальчиком, говорил, что будет Хамбо Ламой. Он обладал способностью погружения в сто и более различных видов созерцания, способностью раскрытия большого количества разных дверей Дхармы. Д.Д.Итигэлов написал много сочинений и комментариев по сущностным аспектам Учения, объясняя пустотность так, что было понятно для многих. Он обладал способностью довести до Совершенства великое множество живых существ.

Не менее удивительным фактом можно признать его рождение, есть много необъяснимого в том, как Он появился на свет. Итак, считается, что Хамбо Лама Даша Доржи Итигэлов родился в 1852 году. Тем не менее, ламы предполагают, что мальчик появился на свет сразу в возрасте пяти лет. Никто не знает, и не знал, кто его мать. У бурят всегда было очень бережное отношение к родословной, помнили и записывали до нескольких поколений.

Мальчик рос сиротой - случай уникальный, поскольку у бурят все дети, оставшиеся без родителей, воспитывались родственниками. Опираясь на эти факты можно предположить, что Он проявился чудесным образом и не имел обычного рождения. Так проявляются только божественные существа, такие как Просветленные Будды и святые Бодхисаттвы.

 

Почему Достопочтенный Хамбо Лама Д.Д. Итигэлов оставил свое тело?

Несомненно, проявление Великого Ламы порождает множество вопросов и загадок. В чем заключаются Его невероятные способности в духовных практиках, для чего Он оставил свое тело?! Исходя из мнений и доводов о Его высоких достижениях в духовной практике, мы смело можем сделать вывод, что причиной сохранения тела является Великое Сострадание. Он предвидел, что придет такое время, когда вера народа будет нуждаться в духовной поддержке, и в нужное время явил свое Нетленное тело, чтобы вновь вдохновить свой народ. Достопочтимый Хамбо Лама Даша Доржи Итигэлов силой своего предвидения знал заранее, что придет время, когда вера людей ослабнет в силу давления коммунистической идеологии, которая утверждала, что материя первична. И большинство людей под влиянием этого заблуждения стремятся только к материальным благам, которые на самом деле непостоянны и подобны иллюзии. И Он решил оставить свое тело на благо возрождения Учения. Чтобы люди, воспринимая Его, и зная о Нем, и почитая Его, осознали, что духовное развитие может привести к тому состоянию, когда сознание может преобразить материю. И таким образом усомнились в той мысли, что материя первична, а это, в свою очередь, приводит к выводу, что материальные блага не способны в полной мере привести к подлинному счастью. XII Хамбо Лама Д.Д. Итигэлов оставил послание для будущего поколения, в котором указывал на непостоянство материального счастья в таких словах: "Эти богатства безумно собранные и накопленные, превратятся в особый яд и будут бесполезными!" И в подтверждение этому, приводим слова Его Святейшества Далай Ламы XIV "К счастью можно прийти двумя путями:

Первый путь - внешний. Это, когда, приобретая лучшие жилища, лучшую одежду, более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение;

Второй путь - это путь духовного развития, и он позволяет достичь внутреннего счастья. Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в черных красках, если вашему сердцу чего-то не достает, то вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя не окружили. Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях".

Какое же отношение мы имеем к этому феномену?

Проявление Нетленного тела Хамбо Ламы непосредственно является огромным толчком в развитии духовного уровня образования и положения буддизма в целом. Уже в течение десятка лет, начиная с начала 1990-ых годов, идет интенсивное изучение буддийской философии и других канонов буддизма студентами-хувараками в университете «Даши Чойнхорлин» при Иволгинском дацане, а так же в буддийском университете «Балдан Брайбун Даши Гомане» в Индии. И сейчас для нас актуально создать все соответствующие условия для сохранения Его состояния глубокой медитации, оправдать его надежды своими благородными деяниями и духовными достижениями. И в заключение хочу сказать: имея наглядный пример столь высокого достижения практики Достопочтенного XII Хамбо Ламы Д.Д. Итигэлова, пусть все живые существа зародят Устремленность к Совершенству и непоколебимую веру в Три Драгоценности!!!

 

 

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту