English French Portuguese Spanish
Тимуртогоо Дашдоржийн, директор Института психотроники, Улан-Батор, Монголия: «Проблема преемственности феномена Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и некоторые исторические сведения в древних источниках о Монголии»

 

 

Несомненно, феноменальным явлениям нового века является существование драгоценного тела Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова.

Известно, что любое явление никогда и нигде не существует без исторических корней. Ведь и прекрасные цветы без корней не растут. Кроме того, всем известно, что и легендарные лотосы не растут в одиночку. Красивые стройные лиственницы и ели стоят в лесу, а не в одиночку в степи. Но до сих пор мы не сумеем назвать другие примеры и подобные параллели.

Современная наука считает, как известно, что после 6 минут прекращения кровоснабжения головного мозга человек погибает, останавливаются все обменные процессы и начинается разрушение организма в целом. Но, наблюдая феномен Хамбо Ламы Итигэлова, мы не можем подтвердить, что весь процесс обмена веществ в его теле полностью прекращен в обычном смысле. Каким образом после прекращения жизнедеятельности человека его тело существует без разложения несколько десятков лет? С точки зрения современной науки "Необъяснимо, но факт", как звучит название одной из передач русского телевидения. Но если судить с точки зрения теории Праджня Парамиты, в одной из составных частей Тантраяны может быть найдено теоретическое объяснение.

Монгольский профессор, доктор, автор знаменитой книги "Буддизм и Наука" Б.Болдсайхан после ознакомления с телом Пандито Хамбо Ламы Итигэлова считает, что Он мастерски овладел методикой медитации Ямантаки и увековечил свое тело методом "вырабатывания жизненного тепла глубоким саморегулированием медитации Туммо гоцул" и расположился духом своим на сфере космического вакуума".

По буддийской философии, "Человек есть дух без формы, который находиться в форме - теле". При грамматическом разборе данного предложения мы найдем главные члены, то есть подлежащее и сказуемое в словах "Человек есть Дух". Исходя из этого, человек состоит из духа и тела. То есть организм наш - состав двух элементов. Здесь, как мы видим, сказано, что «тело имеет форму, а дух не имеет ее». Но к великому сожалению, медицина ортодоксальна и до сих пор считает нас только "Телом" без духа.

При поверхностном рассмотрении нам кажется, что тот самый дух невидим и поэтому нематериален, а материальны лишь видимые тела. И это вполне понятно нам - материалистам. Но при легком углублении самого понятия нематериальности оказывается, что дух тоже материален, хотя невидим нашими глазами. Ведь орган, посредством которого мы получаем более 90 процентов информации, является не очень совершенным инструментом. Глазам нашим не доступны все виды волн. Мы не видим телевизионных, радио, электрических, гравитационных и других волн.

К тому же, по-видимому, дух есть воплощение энергии, то есть пси-единица. Он не доступен нашим обычным органам восприятия, и поэтому не осознается обычным уровнем сознания.

Далай Лама пишет в своей автобиографии: "Согласно буддийскому учению существует много уровней сознания. Грубый уровень относится к обычному восприятию: прикосновению, виду, запаху и так далее, а тонкие уровни - это те, которые постигаются в момент смерти. Одна из целей Тантры состоит в том, чтобы дать возможность практикующему «испытать смерть», потому что именно тогда могут иметь место самые сильные духовные постижения.

Высшая степень Тантры - Аннутара Йога - учит трансцендентной, то есть запредельной медитации, которая, в свою очередь, даѐт методику управления осознанием температуры тела методом Туммо.

Медитация по методике Ямантаки Туммо позволяет сознательно саморегулировать (понижая и повышая) температуру тела медитирующих. Встречаются различные сведения о ламах, медитирующих по методу Туммо, которые высушивают намоченные в холодной воде простыни, накинутые на голое тело, сидя на снегу в зимнюю ночь. Они соревнуются между собой по количеству высушенных простыней, так что их количество колеблется от 3 до 10 штук за одну ночь.

Данные о таких явлениях известны из автобиографии Его Святейшества XIV Далай-Ламы Тибета "Свобода в изгнания". Американский ученый доктор Герберт Бенсон под эгидой Далай Ламы сделал ряд исследований над медитирующими ламами в кельях в северной Индии. Исследования д-ра Бенсона заключались в том, чтобы повысить температуру тела на 18 градусов по Фаренгейту. Доктор Бенсон явился также свидетелем того, как монахи сидели обнаженными на снегу, и проделал аналогичные измерения. Он обнаружил, что они могут сидеть так всю ночь без понижения температуры тела. Во время этих сеансов он также отметил, что потребление кислорода понижается до приблизительно семи вдохов в минуту.

 

Поскольку Тантраяна и медитации в Аннуттара Йоге практикуются доныне в Индии, Тибете и других странах, где распространен буддизм, могут возникать мысли о том, что данное феноменальное явление свойственно только буддистам. Но подобные феноменальные явления были замечены в средние века при Чингисхане, еще до расцвета буддизма в Монголии. Поэтому мы хотим остановиться на некоторых сведениях о подобных феноменальных явлениях, которые описаны в исторических источниках Монголии.

В "Сборнике Летописей" Рашид Ад-Дина мы читаем, что "когда Дэб-Тенгри без одежды сидит на льду Керулена, вокруг него тает лед и от него поднимается пар", "И народ верит ему, что он верхом на белом коне поднимается в небо".

О Дэб Тенгри также пишется в "Сокровенном сказании Монголов". Деб Тенгри говорит Чингисхану: «Вечный Тенгрий вещает мне свою волю так, что выходит то временно править государством Темучжину, то временно Хасару. Если ты не предупредишь замыслы Хасара, то за будущее нельзя поручиться». По сведениям Рашид-Ад-Дина Деб Тенгри предсказал, что Темучжин станет ханом, и имя Чингисхан дал он сам.

В "Сокровенном сказании Монголов" упоминаются также сведения о еще одном предсказателе, Хорчи, чьё имя связано с Баргузином на территории нынешней Бурятии. Он тоже предсказал, что Темучжин станет властелином. Судя по этим данным, еще до ламаизма в древней Монголии были известны подобные явления не только среди окружения Чингисхана, но и среди шаманов. Шаманство было в те времена главной религией Монголов. И среди шаманов тоже были люди, которые владели подобными феноменальными способностями.

Против шаманов в Монголии стали бороться почти 500 лет тому назад. После распада Великой Монгольской империи для того, чтобы преградить религиозное влияние Китая, Монгольские ханы стали широко распространять буддизм из Тибета. Верховные буддийские ламы были не в ладу с шаманством. И в Тибете они тоже вытеснили религии бон. В 1578 году в Монголии декларирован указ Алтынхана о запрете шаманства. В 1640 году в "Монголо-Ойратский Закон" были включены конкретные статьи о запрете шаманства.

Но среди монголов шаманство полностью не исчезло до сих пор. В борьбе по искоренению шаманства были случаи, когда шаманов даже сжигали на костре. Но среди них были такие, которые из пламени вышли живыми и невредимыми. Немецкий автор Холгер Кальвайт сообщает, что один внуков Чингисхана Квитул тоже не боялся огня и даже спал на костре.

При беглом ознакомлении с биографией Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и его веры, в частности, судя о тех школах буддизма, которые он исповедовал, он искусно и глубоко овладел методикой медитации Ямантаки. Медитация Ямантаки относится к высшим стадиям Тантраяны, которые, в свою очередь, входят в состав учения Праджня Парамиты.

При подготовке к медитации Тантры ламы делают специальные подготовительные обряды и временно становятся затворниками вдали от шумных населенных пунктов. Они соблюдают режим, читают особые Мантры. Мантры по-тибетски называются Аг. И тем, кто достиг надлежащего уровня тантрийского учения, давали степень Агримбы. Слово Агримба переводится как «знаток Тантры». Первые монгольские ламы защитили степень Агримбы в 1807 году. К 1937 году, когда происходили массовые репрессии буддийских лам, в Монголии были 392 Агримбы.

В дореволюционной Монголии во многих дацанах изучали Тантраяны и, в частности, Праджня Парамиту. Известны ламы, которые владели методикой Туммо, которая позволяет повышать количество внутреннего тепла организма человека настолько, чтобы высушивать мокрые простыни, накинутые на голое тело в мороз, сидя на снегу.

Таких лам в Тибете называли Райвами, что означает «одетый в хлопковую ткань», потому что они, благодаря «жизненному теплу», вырабатываемому с помощью особого метода контроля дыхания, легко переносили холод и жару, и поэтому не нуждались в теплой одежде даже в лютый мороз, свирепствующий зимой в Гималайском высокогорье. И поскольку температура тела у них постоянно выше, чем у обычных людей, они не болеют инфекционными болезнями, в основном вегетарианцы, обычно мало едят и долго живут.

Есть отрывочные сведения о том, что йоги-отшельники посредством глубокой медитации входят в состояние самадхи, что позволяет им, оставляя бренное физическое тело, высвобождать энергетическое, то есть дух. В состоянии самадхи с помощью мантры человек, переоделевая обычные пределы сознания, разделяется на видимую и невидимую свои составляющие.

Термин Праджня Прамита был переведен на русский язык как «Запредельная мудрость» и на монгольский - «Билгийн чинад», то есть «за краем обычного сознания». На наш взгляд, современное понятие «трансцентальная мудрость» и есть Праджня Парамита. Хотя на первый взгляд, эти понятия не совпадают, но между ними должны быть свои параллели. В последние века буддизм и в том числе Тантраяна стали объектами исследования философов, историков и деятелей различных религиозных направлений.

Нами собраны главные сутры Праджня Парамиты "Сутра сердца Праджня Парамиты" на 15 языках мира (санскрите, тибетском, монгольском, китайском, маньчжурском, корейском, японском, английском, немецком, французском, испанском, шведском, польском, русском и на эсперанто), которые были изданы в Улан-Баторе в 2004 году. И после издания эти сутры были найдены на персидском, хорватском и сербском языках. Такое распространение на многих языках мира свидетельствует о том, что проблема Тантры, в частности, теории пустотности и медитации интересуют во многих странах не только ученых и верующих, но и широкий круг читателей.

Раздвоение человека на тело и дух, то есть отдаление духом от физического тела, давно известно среди монголов. В пустыне Гоби, немногим более 30 километров от города Сайн-Шанда находится священная гора под названием "Гора труп", хотя истинное название ее «Хан Баян зурх». На южном склоне горы в древности были построены молельни. В последние годы молельни реставрированы, поскольку они были разрушены период гонения буддизма.

По легенде местных кочевников третий Гобийский Ноин Хутухт, который жил XVII веке, однажды оставил бренное тело и отправился в по ту сторону мира для спасения духа своего отца. Но ученики его, не зная истинной сути, сожгли тело Гуру по каноническому обряду. А, вернувшись, Хутухта не смог воплотиться в физическом теле, и ему пришлось погрузиться в гору "Хан баян зурх".

Местные кочевники, верующие и ученики-последователи до сего времени почитают память великого Гуру и молятся этой святой горе. Вход в состояние Самадхи или оставление физического тела, по-видимому, имеет несколько вариантов. Хотя оставленное физическое тело не подвергается разложению, нам известно, что оно либо высыхает, либо сохраняется так же, как человек при клинической смерти.

Во Вьетнаме вблизи города Ханой в храме Дау находится высохшее тело Ламы Ву Кхак Минь более 300 лет. Тело Ву Кхак Миня не подвергнуто специальному процессу мумификации. Это не мумия, просто хозяин оставил свое устаревшее физическое тело.

На территории современной Монголии в Хангайском высокогорье до сих пор находятся два ламы в подобном состоянии. Местные жители оберегают их почти века, не показывают путь к ним незнакомым, неблаговидным и чужим людям. Там зимою холодно, а летом прохладно, что способствует сохранению тел лам на столь длительный срок.

Некоторые люди считают их ламами, которые находятся в состоянии Самадхи, но по нашему мнению они не в Самадхи, а оставили своѐ тело как вьетнамский лама трѐхсотлетней давности Ву Кхак Минь.

А феномен Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова заключается в том, что он, можно сказать, находиться в состоянии Нирваны. И этот феномен требует дальнейшего всестороннего изучения.

Литература:

1. Сердце благословенной Праджня Парамиты. УБ., 2004 / на 15 языках мира, 8 алфавитах Монголии. Составитель Д. Тимуртогоо/.

2. Сокровенное сказание Монголов.Пер с монг. С.А. Козин. У-Удэ. 2000

3. Рашид-Ад-Дин. Судрын чуулган. Нэгдугээр боть. Тэргуун дэвтэр. УБ., 1994.

4. Свобода в изгнании. Автобиография Его Святейшества XIV Далай-Ламы Тибета. М., Нартанг.

5. Б. Боддсайхан. Буддын сургаал ба Шинжлэх ухаан. УБ., 2003

6. Хольгер Кайлвайт. Шаманы, Целители, Знахари. Изд. "Совершенство". М, 1998.

7. Энциклопедия Тантры. Локхид-миф. М., 2001.

8. Зулаагийн Бат-Отгон. Сэтгэцийг судлахуй. УБ., 2007.

9. Д. Тимуртогоо. Увдис.УБ., 1999

10. Д. Тимуртогоо. Монголын шидтэнгууд. УБ., 2006.

 

 

 

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту