English French Portuguese Spanish
Я.Д. Васильева, директор НУ «Институт Хамбо Ламы Итигэлова», Улан-Удэ: «XII Пандито Хамбо Лама Итигэлов: жизнеописание и история возвращения»

 

Обретение Буддийской Традиционной Сангхой России 10 сентября 2002 г. Эрдэни Мунхэ бэе (Эрдэни мункэ бэе - Драгоценное неиссякаемое тело) XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова*, вызвало небывалый научный интерес к этому феноменальному явлению. Однако, изучение выдающейся личности лидера буддистов и известного общественного деятеля XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова, осмысление и понимание его духовного завещания, глубокий научный анализ его философских и медицинских трудов является достойной задачей и светской науки. В последние три года идет активный процесс сбора информации об основных вехах жизни, духовной и светской деятельности XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова.

Сведения о нем рассредоточены по различным архивным учреждениям (Национального архива Республики Бурятия, Государственного архива Иркутской и Читинской областей, Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Иволгинского, Селенгинского и Кяхтинского районных архивов Республики Бурятия), библиотекам дацанов (Иволгинского, Агинского, Анинского), личным архивам жителей Бурятии (Заиграевой Эммы Григорьевны, Цыбикова Бимбы Доржиевича, Бальжиева Бориса Буянтуевича, Банзаровой Марии Намжиловны, Васильевой Ханды Ринчиновны, Омоктуева Юрия Будаевича). Бесценной информацией являются также и воспоминания земляков Итигэлова (Бадмаевой Д.Р., Галсановой З.Ч., Улзутуева Базыра, Лодойбаловой Бальжинимы, Очировой Намжилмы, Раднаевой Намжилмы, Лундукова Дугара, Шарапова Мыжита, Сампиловой Лубсан).

Жизнеописание

Систематизация сведений и их анализ позволяют (пока в первом приближении) идентифицировать временные вехи конца XIX в. - начала ХХ в., связанные с именем Даша Доржи Итигэлова. Следует указать, что сведения разных источников относительно даты и места его рождения, о его родителях достаточно противоречивы. Так, например его ученик Будажап Будаев указывает, что «…в самом малом возрасте в течение пяти лет пас овец у Ринчина и Надмита Батобаторовых из Ошор Булака, получая 4-7 рублей в год. Отличался большим озорством и игривостью…». (Приложение №1). Эти же сведения подтверждаются и материалами Бориса Бальжиева из с.Оронгой Иволгинского района, который пишет, что «…рано остался сиротой, пас овец …». Однако по сохранившейся родословной – Даша Доржи Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы-Добо (юго-восточный берег озера Сагаан Нур - ныне Оронгойская администрация Иволгинского района Республики Бурятия). Он был из булагатского рода Готол Буумал.

У его отца Мантагарай Этигэла было три сына и одна дочь. Судя по информации Г-Д Нацова (Нацов Г.Д. Материалы по ламаизму в Бурятии, Улан-Удэ, 1998, часть 2), семья была достаточно зажиточной, а ребенок отличался вольным и непредсказуемым нравом. Однако эти сведения могут быть подвергнуты сомнению. Поскольку дальнейшие жизненные события Даша Доржи Итигэлова опровергают версию зажиточности семьи.

В середине 60-х годов XIX в. подростком Даша Доржи Итигэлов тайком добрался до Анинского дацана (ныне в Хоринском районе Республики Бурятия), находящегося в трехстах километрах от его родины и 20 с лишним лет проходил здесь обучение.

Однако, по воспоминаниям Дугара Егниновича Лундукова из с.Тохорюкта Хоринского района, в Анинский дацан (в XIX-XX вв. крупный духовный, философский и культурный центр региона) его привез ученик ламы Янгажинского дацана Жамсаранай ламбагай – Захарай Ламхай. В этот период в дацане ширээтэ (настоятелем) был Хойто ламхай – Аюшин Галдан, который определил его на обучение с оплатой (стипендией) 5 рублей в месяц. Интересным обстоятельством является и то, что по распоряжению ширээтэ жители сел Ойбонт – Тохорюкта, Нурэй и Могой по очереди платили стипендию новому хувараку. Это было предпринято для того, чтобы у Д.Д. Итигэлова не было финансовых затруднений, и он был обеспечен не хуже детей богатых родителей (это обстоятельство не подтверждает версию зажиточности семьи). Кроме того, Д.Д. Итигэлов был казачьего сословия, и ему необходимо было служить в Янгажинском казачестве. Его Учителя также возложили обязанность выплаты отступных от служения в казачестве на население вышеперечисленных сел, которое и выплачивало 20 лет по 25 рублей в год царской администрации (Лундуков Д.Е., архив Института Итигэлова, видеозапись 2002 г).

По архивным данным того времени в Анинском дацане обучалось свыше 200 хувараков на (чойра) философском и тантрийском факультетах. Правила обучения буддийской философии в бурятских дацанах были едины. Год делился на учебные семестры. Учебные семестры, обычаи, правила следовали традициям Гоман дацана. Было обязательно обучение монгольской и тибетской грамматике, декламация наизусть священных текстов, обрядовым ритуалам. Для более глубокого пониманя буддийской философии приступали к изучению основной дисциплины - цаннид. Обучались логическому обоснованию выводов, искусству правильных ответов, отстаиванию философской позиции. После каждого курса сдавали экзамены, закончив многолетнее обучение, традиционно держали экзамены по 10 трудным наукам (знание 5 великих коренных текстов и 5 комментариев). Ширээтэ Лама Анинского дацана Хойто Ламхай назначил хуварака Итигэлова на должность дуганши Дуйнхор дугана.

Годы учебы Хамбо Ламы Итигэлова пришлись на сложное время для иноверцев. В этот период миссионеры православной царской администрации обращали в свою веру бурят и иные народы Сибири, Дальнего Востока, Алеутских островов и др. Активная христианизация сопровождалась не только уговорами местного населения, но и его подкупом (за крещение давали по 25 рублей, немалые по тем временам деньги), ограничением духовных связей с Монголией и Тибетом. Тем не менее, Д.Д. Итигэлов после продолжительного обучения в Аннинском дацане защитил высокие духовные звания «Гэбши» и «Габжа» и достиг в науках высокого совершенства. Известно, что во время учебы в Анинском дацане он совершенствовал свои знания и в Цугольском дацане (ныне находится на территории Агинского Бурятского автономного округа) и в резиденции Пандито Хамбо Ламы в Тамчинском дацане. Именно во время поездки в Тамчинский дацан, когда VII Пандито Хамбо Лама Сандэлэг Ванчиков, обратившись в хувараку Итигэлову, попросил описать внешность предыдущих четырех Хамбо Лам и, получив точный ответ, нарек его званием «Олоной Багша» (пер. учитель для многих). После окончания учебы в Анинском дацане Д.Д. Итигэлов снова начал в 1895 году обучение на медицинском факультете в Тамчинском (Гусиноозерском) дацане. Известно, что Хамбо Лама Итигэлов владел тибетским, монгольским и русским языками. Кроме того, в его послужном списке, заполненном в 1913 году, перечислены несколько дацанов, где он находился в штате. Здесь необходимо дальнейшее исследование архивных материалов. Таким образом, выявлены три версии биографии Хамбо Ламы от рождения до 1895 года. (Приложение №2).

В 1898 году Даша Доржи Итигэлов вернулся на родину в Янгажинский дацан и был зачислен в штатные ламы. Здесь он начал преподавать буддийскую философию (чойра) хуваракам, одновременно исполняя обязанности гэсхы ламы Цогчен дугана. В 1903 году он назначается на должность ширээтэ Янгажинского дацана. В этой должности он ведет активную общественную деятельность. Его высокая образованность, авторитет среди духовенства и местного населения способствовали тому, что он был избран депутатом Удинского округа.

С началом русско-японской войны (1904 г.) прихожане Янгажинского дацана, казаки Янгажинской станицы призываются и направляются фронты войны. Д.Д. Итигэлов проводит обряды по защите уходящих на фронт земляков. Тогда им был освящен и Олоной Обоо. В период военных действий, в целях совершения добродетели для воинов, погибших и пострадавших во время войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана, под руководством ширээтэ ламы Итигэлова строится Чойра-дуган и Дэважин-дуган. Он также прилагает большие усилия для просветительской деятельности среди верующих и мирян. За усердие и верноподаничество ширээтэ лама Янгажинского дацана Д.Д. Итигэлов царскими указами награждается шейной и нагрудной медалями.

Весной 1910 года XI Пандито Хамбо Лама Иролтуев наносит визит в Янгажинский дацан и предлагает Д.Д. Итигэлову выставить на выборы свою кандидатуру на пост Пандито Хамбо Ламы в связи с предполагаемой собственной отставкой. Через год (19 марта 1911 г.), пройдя непростую процедуру выборов в Резиденции Пандито Хамбо Ламы (Тамчинский дацан) Д.Д. Итигэлов был избран и приведен к присяге в сане ХII Пандито Хамбо Ламы Ламайского духовенства Восточной Сибири.

В резиденцию Пандито Хамбо Лам в Тамчинский дацан Хамбо Лама Итигэлов отбыл в сопровождении ширээтэ ламы Янгажинского дацана и своего друга Мархила Ламхай (Нинбу Маркелов) и родственников. Под руководством Мархила Ламхай были подготовлены сопровождающие Хамбо Ламу Итигэлова религиозные принадлежности и утварь. В главном Согчен дугане Тамчинского дацана были натянуты разноцветные полоски тканей и, войдя вовнутрь, Хамбо Лама Итигэлов четками убрал негативную энергию (жатха) и сказал, что отныне все будет решаться в соответствии с Учением Будды. Подойдя к трону Хамбо Лам, он вытащил из семи олбоков один, он принадлежал Хамбо Ламе Ешижамсуеву, тем самым он дал понять, что теперь воцаряется единовластие в бурятских дацанах. В Тамчинском дацане под руководством Хамбо Ламы Итигэлова китайскими мастерами были отлиты из золота 16-локтевой Ганжир, два больших жалсана, два маленьких жалсана, изваяния боди гурооhэ (лани), толи мандал, преподнесены хадаки - все это было преподнесено Хамбо Ламой Итигэловым в дар Тамчинскому дацану.

21 мая 1911 года Пандито Хамбо Ламу Итигэлова поздравляет император Николай II телеграммой за верную службу Отечеству. Хамбо Ламой Итигэловым ведется активная работа по организации дацанских типографий и 15 мая 1912 года распоряжением Хамбо Ламы Итигэлова дается указание о печатании во всех дацанах богословских сочинений по 4 экземпляра, из них по 1 экз. для отправки в Петербург.

В начале февраля 1913 года ХII Пандито Хамбо Лама Итигэлов приглашается на празднование 300-летия дома Романовых в столицу Российской империи г. Санкт-Петербург. Делегация ламаистского духовенства была принята в Департаменте по религиозным делам Министерства Внутренних дел. 19 февраля этого же года Пандито Хамбо Лама Итигэлов провел торжественный молебен за здравие и благоденствие Императора и всего царского дома в Санкт-Петербурском буддийском храме «Гунзечойнэй». Пандито Хамбо Лама Итигэлов присутствовал на торжественном обеде в честь 300-летия дома Романовых в резиденции царя Николая II и от имени всех бурят, духовных и светских, он произнес поздравительную речь, затем делегация была удостоена личной аудиенции Императора, на которой Пандито Хамбо Ламе Итигэлову был пожалован «За отличное усердие» Орден Святого Станислава III степени.

В апреле 1913 года Пандито Хамбо Ламой Итигэловым была направлена делегация, отправляющейся в г. Ургу (Монголия) для поднесения поздравительного адреса главе буддийского духовенства Жибзун-Дамба Хутухте (сохранились удостоверения Жигжит Галсанова, Намдык Дылыкова, Линхово Санжиева, Шагжи Ринчинова, Бальжин-Нимбу Мархилова). В ответ Глава буддийского духовенства Жибзун-Дамба Хутухта направил в ноябре 1913 года грамоту Ургинского Хутухты о том, что Пандито Хамбо Лама Итигэлов награжден титулом «Почитатель Веры» и орденом «Драгоценный Очир» 1 степени. Также в 1913 году Тамчинский дацан посетил посол Северо-Американских Соединенных штатов господин Рокхилль с супругой, имел беседу с Хамбо Ламой Итигэловым.

Пандито Хамбо Лама Итигэлов 23 декабря 1913 года награждается орденом Святого Станислава II степени за отличную усердную службу. В 1914 году на средства Янгажинского дацана на территории резиденции был построен жилой дом для Хамбо Ламы Итигэлова.

 

По инициативе Пандито Хамбо Ламы Итигэлова в связи с началом Первой мировой войны, в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. В список почетных членов Общебурятского общества по сбору пожертвований на нужды войны, вошли избранные обществом за особо важные услуги следующие:

1. ХII Пандито Хамбо Лама Итигэлов;

2. ХI Пандито Хамбо Лама Иролтуев;

3. Б-С. Ямпилов.

Главной задачей нового общества было привлечение населения к оказанию финансовой и материальной помощи государству. Благодаря деятельности этого общества было собрано 130000 рублей, продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности и установлен в прифронтовой полосе лазарет.

Пандито Хамбо Лама Итигэлов 20 июня 1914 года командировал для совершения богослужения в сооружаемый в Санкт-Петербурге дацан гэлэн ламу Сартульского дацана Гылык Жамсо Цыбанова, из Зугалайского дацана Дамдин Бадму Доржиева и гэлун ламу Агинского дацана Содном Жамсо Жигжитова. Хамбо Лама Итигэлов направил ламу Цыбанова, поскольку он сведущ в тибетской архитектуре и может быть полезен своими указаниями при производстве работ по постройке дацана, в частности по установке украшений. Но из-за болезни Цыбанова вместо него командирован лама Кодунского дацана Данзан Галзутов, также Доржиев вернулся из Петрограда из-за болезни.

Пандито Хамбо Лама Итигэлов подписал приказ об учреждении 11 коек в Забайкальском госпитале для воинов Кавказского фронта и для Петроградского лазарета в 1914 году. Также пожертвования были переданы на усиление военно-воздушного флота, за что были вручены свидетельства и удостоверения ламам и инородцам о получении позолоченных жетонов «Самолет в венке», «Орел с самолетом и Андреевским флагом».

Во время отдыха Пандито Хамбо Ламы Итигэлова в марте 1914 года на Тункинских горячих водах, к нему обратились верующие Окинского ведомства с просьбой освящения молитвенного дома в местности «Жэлгэн». В сентябре 1914 года Пандито Хамбо Лама освятил дацан в местности Жэлгэн в селе Балакта. После освящения и открытия Жэлгэнский дацан стал центром духовной жизни окинцев.

В 1915 году Пандито Хамба Лама Итигэлов с Дамби Хэшэктуевым обьехал все дацаны, на собранные деньги приобрели одежду, обувь, полотенца, табачные изделия, ягоды, сахар, товары повседневной потребности и также деньги и отправили к Пасхе на действующий фронт и в госпитали. Кроме этого, в прифронтовые госпитали для оказания помощи и лечения раненых были направлены эмчи-ламы во главе с Кенсур Хамбо Ламой Ч. Иролтуевым. За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, также семьям раненных и павших Николай II пожаловал Пандито Хамбе Ламе Итигэлову орден Святой Анны II степени и медаль.

Пандито Хамбо Лама Итигэлов также интересовался естественными науками и являлся членом Приамурского отдела Императорского Русского Географического общества (ИРГО). Имеются данные об уплате членских взносов за 1911-1915 гг. Он имел тесные связи с профессорами-востоковедами Щербатским, Рудневым, Котвичем и Талько-Гринцевичем, в архиве имеются телеграммы и благодарственные письма. По предложению Пандито Хамбо Ламы Итигэлова к ширээтэ ламе Гусиноозерского дацана Баниеву на территории дацана в мае 1916 года была построена гостиница.

По указанию Пандито Хамбо Ламы Итигэлова, по предложению профессора Позднеева, в августе 1916 года было предписано всем ширээтэ ламам открыть при дацанах школы по изучению русского языка. Много усилий Хамбо Лама Итигэлов прилагал по сбору пожертвований на учреждение и строительство Иркутского университета. Имеется в архиве именной список лам, пожертвовавших средства на учреждение Иркутского университета.

Пандито Хамбо Ламу Итигэлова наградили 5 декабря 1916 орденом Святой Анны II степени. Пандито Хамбо Лама Итигэлов выступил с обращением к народу 25 марта 1917 года в связи с отречением царя от престола и возможными реформами в жизни буддийского духовенства, в котором он излагает некоторые свои размышления о перестройке внутреннего порядка и пересмотра некоторых положений буддизма.

Пандито Хамбо Лама Итигэлов был Председателем II Общебурятского съезда, который прошел с 10 по 15 июня 1917 года в Тамчинском дацане. Сьездом было поручено Хамбо Ламе Итигэлову, Вамбоцыренову, Гэлэг Дандарону, Холодову, Галсанову провести работу по закреплению здания Петроградского дацана с его пристройками за бурятами и калмыками.

Вскоре после указанного съезда, в связи с болезнью, Итигэлов сложил с себя полномочия Пандито Хамбо Ламы и вернулся в Янгажинский дацан. Находясь здесь, Хамбо Лама Итигэлов занимался просветительской деятельностью, часто выступал перед народом с проповедями. Он был озабочен судьбой своих земляков в переломный период российской истории - погрузил пять священных сосудов (бумбэ) на своей родине, занимался лечебной практикой, и в тревоге за будущее оставил Послание своему народу.

Также в 1922 году Хамбо Лама Итигэлов принял участие в Ацагатском съезде, где обсуждались вопросы реорганизации духовного управления. Он создал труды по буддийской философии (их более 50), написал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор», оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам.

15 июня 1927 года в возрасте 75 лет ХII Пандито Хамбо Лама Итигэлов в присутствии лам Янгажинского дацана попросил прочитать для него молитву «Благопожелание уходящему» (Нуга Намши). Ламы не могли решиться, и тогда он начал ее читать сам. Ламы присоединились к чтению молитвы, и после окончания обряда, в соответствии с завещанием Итигэлова, поместили его в позе лотоса в бумхан и оставили в местности Хухэ Зурхэн (недалеко от с. Гильбира Иволгинского района Республики Бурятия).

 

Возвращение ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова

В 1955 году, в соответствии с его завещанием ХVII Пандито Хамбо Лама Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли саркофаг с телом ХII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова и убедившись в неизменности его тела, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо Лама Жамбал Доржо Гомбоев с ламами Иволгинского дацана повторно осмотрели тело ХII Пандито Хамбо Лама Даша Доржи Итигэлова и, убедившись в его сохранности, поместили в бумхан.

7 сентября 2002 года 88-летний Амгалан Дабаевич Дабаев (старожил села Гильбира Иволгинского райна, 1914 года рождения) указал ХХIV Пандито Хамбо Ламе Дамбе Аюшееву местонахождение Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн.

10 сентября 2002 года ХХIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана и в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты) вскрыли бумхан Хамбо Ламы Итигэлова и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его в Иволгинский дацан.

28 октября 2002 года верующие впервые имели возможность поклониться и получить благословение XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова. Руководство Буддийской традиционной Сангхи приняло решение о специальных днях поклонения Драгоценному телу Хамбо Ламы Итигэлова семь раз в год по великим буддийским праздникам. Создалась инициативная группа лиц, которая занимается сбором информации о жизни и деятельности Пандито Хамбо Ламы Итигэлова. Фактическое руководство этой группой осуществляет ХXIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев.

Активно поддерживал деятельность группы старейший ученый Республики Бурятия Бимба Доржиевич Цыбиков (он являлся и официальным опознавателем тела Пандито Ламы Итигэлова). Б.Д. Цыбиков, прожив сложную и насыщенную событиями жизнь, будучи уже в преклонном возрасте 96 лет, сохранил ясность и логику ума и смог выполнить, может быть, свою самую главную миссию – засвидетельствовал: «Это Хамбо Лама Итигэлов собственной персоной». Он был единственным человеком, который до 1927 года встречался и слушал проповеди Хамбо Ламы Итигэлова.

Фактически началом создания Института можно считать 24 апреля 2003 года, когда был образован в г. Улан-Удэ информационный центр "Вместе с Хамбо Ламой Итигэловым". Основной задачей центра стало информирование общественности и СМИ о жизни, деятельности и духовном наследии Хамбо Ламы Итигэлова. В апреле 2003 года решением Сугунды Буддийской традиционной Сангхи России Драгоценное тело ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова признано Святыней бурятского народа. Началась подготовка к изданию информационных материалов, организован поиск разносторонней информации и сведений по этнической Бурятии. Только за один год совместно с Бурятской телекомпанией было подготовлено восемь телепередач на бурятском языке.

Уже в декабре 2003 года было организовано некоммерческое учреждение «Институт XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова. Председателем Совета Института избран Лама Ганжурцырен Дашинимаевич Раднаев - ректор Буддийского института «Даши Чойхорлин». Институт зарегистрирован как юридическое лицо, имеет свой расчетный счет. Эмблемой Института стал абрис великого Ламы в центре сакрального колеса Времени.

В январе 2003 года Буддийская Сангха приняла решение о строительстве Дворца Хамбо Ламы Итигэлова для постоянного местонахождения Драгоценного тела на территории Иволгинского дацана. Этот храм возводится по проекту «Деважин дугана» Янгажинского дацана (разрушен в 1954 г.), который был спроектирован и построен самим Хамбо Ламой Итигэловым в 1906 году. Священный сосуд (бумбэ) был заложен в основании Дворца Хамбо Ламы Итигэлова 26 июня 2003 года. Инициативной группой 24 мая 2003 года по заданию Хамбо Ламы Аюшеева были произведены работы по извлечению Священного сосуда (бумбэ), заложенного Пандито Хамбо Ламой Итигэловым в 1922 году в местности Талын Обоо. Идентичный бумбэ был погружен в основании Дворца Хамбо Ламы Итигэлова.

Одним из важнейших событий (ноябрь-декабрь 2004 г.) следует считать совместный проект с Российским государственным гуманитарным университетом по биохимическому исследованию образцов волос, кожных покровов и ногтей Хамбо Ламы Итигэлова. Исследования провел известный ученый, специалист Российского центра судмедэкспертизы Минздрава РФ, д.м.н., заведующий отделом идентификации личности В.Н. Звягин.

Полученные результаты ошеломили эксперта: спектральный анализ не выявил в органических тканях тела ничего такого, что отличало бы их от тканей живого человека, тело Итигэлова соответствует всем параметрам тела живого человека, в том числе и глаза. Однако практически все эксперты сходятся на том, что состояние, в котором находится Итигэлов, не относится ни к одному из трех обычно называемых состояний после физической смерти. Здесь следует отметить, что физическая смерть определяется неспособностью организма производить внешнюю работу, то есть организм не в состоянии тратить и получать внешние энергопотоки.

Принято считать, что существуют три состояния тела после физической смерти. Первое – мумификация, когда тело совершенно обезвожено. Второе - состояние торфяного дубления, когда тело человека, попадая в болото, приобретает красный цвет и лишается жидкости. Третье состояние – жировоска. Ученые называют феномен Итигэлова «четвертым состоянием смерти». Дело в том, что Итигэлов находился 75 лет на глубине 2,5 м в деревянном саркофаге (кедровом ящике), окруженном солью. Если бы Итигэлов был в состоянии человека, умершего обычной физической смертью, то соль должна была бы разъесть все содержимое. Но когда Итигэлова подняли, кедровый короб (бумхан) и тело, прекрасно сохранились. Причем патологоанатомы были уверены в том, что после подъема тела оно через три-четыре часа превратится в тлен. Ведь обычно резкие изменения внешних условий приводят именно к таким последствиям. Но с Итигэловым этого не произошло. Как человек, находившись в соли 75 лет, сохранился неизменным? Сейчас Итигэлов в течение почти пяти лет находится в Иволгинском дацане. Поза лотоса, в которой он находился 75 лет в кедровом коробе, после извлечения из него сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Хотя летом жара в Бурятии достигает 40 градусов и никаких холодильных установок нет, тело Итигэлова не подвергается гниению или разложению. Доступа света, искусственного освещения в помещении нет, – проникает лишь тусклый свет с первого этажа. При этом все, кто приходят сюда, говорят, что испытывают на себе мощный тепловой поток, исходящий от тела Итигэлова. Более того, его лицо покрывается потом, то есть идет потеря энергии. Как, каким образом поддерживается энергетический баланс, когда нет видимого доступа к свету, потоку солнечной энергии, когда нет никакого физического воздействия, нет ничего, что можно было бы считать энерго-подпиткой?

Спектральный анализ волос, ногтей и кусочка кожи Хамбо Ламы Итигэлова никаких разрушительных изменений не выявил. Органический состав тканей Хамбо Ламы соответствует органическому составу тканей обычного человека. Внутренние органы целы. Согласно двум актам судмедэкспертизы, никаких следов бальзамирования на теле ламы не выявлено. Не похоже это и на процессы мумификации или дубления. Состояние летаргического сна ученые также исключают. «Ни одного официально зарегистрированного факта подобного рода в мире больше нет. Часто можно услышать, что, дескать, в Тибете чуть ли не каждый второй впадает в подобное состояние и находится в нем тысячи лет. Однако ученые до сих пор ни одного подобного случая не знают. Те ламы, которых можно увидеть в Тибете и Юго-Восточной Азии, не только не напоминают живых, но даже покрыты лаком и позолотой. «В Улан-Удэ мы столкнулись с исключительным случаем» - заявила исследовательская группа на пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс». Результаты исследований были обнародованы 1 декабря 2004 г. в агентстве «Интерфакс» и 21 декабря 2004 г в агентстве РИА «Новости» профессором В.Н.Звягиным , директором Института Итигэлова Я.Д Васильевой., представителем Института Итигэлова в Москве А.Мункуевым . На этой пресс-конференции было явлено чудо – часть слайдов презентации, представленной Институтом, в частности, танка 1 Хамбо Ламы Заяева и фотография XII Хамбо Ламы Итигэлова, снятая в 2004 году, фото и видеоаппаратура не смогли заснять. По просьбе Президента Ассоциации иностранных журналистов, аккредитованных при МИД РФ, господином Аль-Саеда была проведена проверка всей презентации Института, результат был прежний. Это вызвало ажиотаж среди журналистов.

В июне 2006 года ученые Академии естественных наук России по их настоятельной просьбе были допущены к Драгоценному телу Хамбо Ламы Итигэлова, в частности, доктор технических наук Борис Евгеньевич Большаков. Поклонившись, осмотрев и исследовав тело с помощью прибора, Б.Е.Большаков в своем заключении отметил: «Если выбирать из трех возможных состояний организма – живой (действительное пространство), мертвый (обратное пространство) и переходное состояние, то есть основания предположить, что это живой организм. Второе – почему соль не разъела тело Итигэлова и кедровый короб, в котором он находился? Потому что Итигэлов ввел себя в состояние стоячей волны. В результате разрушительные процессы, активно идущие со стороны внешней агрессивной среды, компенсировались обратными встречными процессами, которые замедляли разъедающее действие, и на стыке прямого и встречного процессов, то есть при столкновении (наложении) двух волн, бегущих в противоположных направлениях, формировалось состояние стоячей волны. В этом положении обе встречные движущиеся волны нейтрализовали друг друга и другие зоны, в которых происходило сложение волн, и гасили максимальную амплитуду губительного воздействия. И третье. Итигэлов действительно потеет, но при этом сохраняет вес, не имея никакой внешней энергоподпитки, объяснить сохранение энергетического баланса тем, что Итигэлов получает подпитку через поток частот. Уходя в иной мир в состоянии очень низкой частоты, лама погрузился не в смерть, а в другое состояние жизни. Увиденное произвело на меня огромное впечатление. Я получил очень сильную энергетическую подпитку и несколько дней был настолько бодр, что не сомкнул глаз».

Создан документальный фильм «Послание Хамбо Ламы Итигэлова», который получил престижную премию Международного телефестиваля стран СНГ и Балтии «Лучшие программы Содружества» - золотой «Бриллиант Содружества» в г. Алма-Ата в ноябре 2005 г., в номинации – лучшее журналистское расследование, премию на международном телевизионном конкурсе «Алтан Сэргэ» в 2006 году.

В Дэважин дугане Иволгинского дацана 30 марта 2005 года преподавателем Буддийского Университета «Даши Чойнхорлин» Жаргалом Дугдановым была найдена рукопись Пандито Хамбо Ламы Итигэлова о линии его 12 перерождений. Эта линия состоит из пяти перерождений в Индии, 5 перерождений в Тибете и двух в Бурятии.

 

Линия преемственности Пандито Хамбо Ламы Итигэлова.

 

Индийские перерождения:

1. Был возле III Будды – Од Цэрэн, написал комментарии к его трудам и добавил свое понимание – это его корни;

2. Лоцава Сэнгэ – при IV Будде Шакьямуни. Доржидан – Индия;

3. Гэлэг Бал Самбу;

4. Хамбо Лама;

5. Гунга Одчен.

 

Тибетские перерождения:

6. Дхармавара;

7. Юное Солнце;

8. Улыбающийся Доржо;

9. Лодой Чогдан;

10. Хайдуб Нима.

 

Бурятские перождения:

11. I Пандито Хамбо Лама Дамба Даржа Заяев;

12. XII Пандито Хамбо Лама Даша Доржи Итигэлов.

 

В сентябре 2005 года в результате исследовательской и поисковой работы были найдены личные вещи Хамбо ламы Итигэлова и определены местности, связанные с его жизнью и деятельностью. Перед священнослужителями Бурятии встала задача: найти место летнего кочевья Пандито Хамбо Ламы. 28 мая 2005 года в местности Баян Улан в Иволгинском районе собрались все ширээтэ дацанов этнической Бурятии. Ширээтэ ламы провели совместные медитации, составили астрологические расчеты. Поиски начали с местности Баян Улаан. Вместе со священнослужителями вели поиск и читали молитвы верующие жители села Оронгой. XXIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев указал место, где должен был располагаться субурган, а Ленхобоева Роза Сыхеновна нашла колодец, которым пользовался перерожденец.

Таким образом, было найдено место летнего кочевья семьи Хамбо Ламы Итигэлова.

На месте его рождения в местности Улзыта Довоо построен и торжественно открыт 4 сентября 2005 г. мемориальный комплекс, в который вошли буддийская ступа, аршан «Улзыта» (пер. с бурятского «дающее благо») и летний домик Хамбо Итигэлова.. В сентябре 2005 года реализован проект создания в честь Хамбо Ламы Итигэлова памятной доски в Санкт-Петербурском дацане, в котором он провел первый хурал 21 февраля 1913 года.

В местности Хухэ Зурхэн, месте нахождения в течение 75 лет Пандито Хамбо Ламы Итигэлова в сентябре 2006 года возведен и освящен субурган «Жанчуп Чоддэн», посвященный этой священной земле и Хамбо Ламе Итигэлову.

Таким образом, доступные к настоящему времени историко-архивные материалы, воспоминания старожилов, сохранившиеся сведения в библиотеках дацанов позволяют только наметить основные вехи жизненного пути одного из выдающихся духовных лидеров северного буддизма ХII Пандито Хамба Ламы Даша Доржи Итигэлова. Детали и обстоятельства каждого этапа жизни требуют дополнительного изучения. Феномен обретения Драгоценного тела Учителя, а также изучение Его духовного наследия, более глубокое познание образа Его жизни, исторического фона и другие обстоятельства Его духовной и общественной деятельности вызвали необычайную активность и интерес буддистов не только в России, но и за еѐ пределами,.

*В исторических и современных источниках и архивных документах существует различное написание фамилии XII Пандито Хамбо Ламы – Этигэлэй, Этигэлов, Итэгилов и др. Традиционной Буддийской Сангхой России принято в настоящее время написание фамилии как Итигэлов, в соответствии с его факсимильной подписью.

 

 

Приложение №1

Краткая биография Учителя Хамбо Ламы Итигэлова.

Осуществил краткую запись Будажап Будаев, ученик Д.Д.Итигэлова и участник некоторых описываемых собитий.

Перевод на русский язык д.ф.н. Санжиной Д.Д.

Да будет радость и процветание!

Габжа лама Янгажинского дацана Итигэлов Даша Доржи избран Хамбо Ламой в Верхнеудинске. 24 марта 1911 года в доме Читинского военного губернатора при большом количестве бурятских лам и нойонов Губернатор вручил утвержденную царем грамоту от 19 февраля 1911 года, и в своей торжественной поздравительной речи пожелал ему радости и благополучия.

После сего утверждения в должности Пандито Хамбо Ламы Д.Д. Итигэлов вернулся в свой Янгажинский дацан и вскоре, 5 апреля 1911 года прибыл в Хулэнский дацан, где большое число прихожан, почтенная группа нойонов и сановников имели встречу с ним. В этот же день, 5 апреля в Хулэнском дацане, пригласив на трон Пандито Хамбо Ламу, подняв алтарь, мы все помолились.

В самом малом возрасте Итигэлов в течение пяти лет пас овец и Ринчина и Надмита, детей Батобатора из Иволги – Ошор Булака. получая 4-7 рублей. Отличался большим озорством и игривостью.

В возрасте 14-16 лет, страстно желая получить образование, он сбежал из дома в дальние края, оказавшись в Хоринском дацане, начал изучение тибетской грамоты и литературы. Получив звание хуварака и приняв монашеский обет, он около 20 лет обучался там, достигнув степеней габжи и гэбши. Получив полное образование и вернувшись в родной Оронгой, в Янгажинский дацан, стал преподавателем духовной школы, обучая и обеспечивая образование многих хувараков, являясь гэсхы цогчин дугана, был утвержден в его штат. Получив в 1904 году подтверждение дипломом, как ширээтэ лама Янгажинского дацана, более шести лет пребывал в этой должности В 1911 году вступил в должность Пандито Хамбо Ламы. 4 февраля 1913 года отправился в Санкт-Петербург вместе с учеником Гатапом Бадмаевым, корреспондентом-секретарем Бадмой Тудуповым, несколькими ламами и сановниками для участия в памятных празднествах, посвященных 300-летию царствования дома.Романовых.. 13 февраля прибыл в Санкт-Петербург, а 14 февраля имел очень теплую встречу с директором и чиновниками департамента религий, 16 февраля – с министром внутренних дел, 17 февраля – с обер-профессором, 18 февраля встретился с заместителем министра, 19 февраля провел молебен в новом буддийском дацане. На этой службе был посланник Монголии Ханда Ван с делегацией, два таргута. Пандито хамбо лама Итигэлов, его соратники, ученые, находившиеся там, совершили молебен. 22 февраля ХамбоЛама

Итигэлов присутствовал в царском дворце на торжествах, посвященных празднованию 300-летия, где горячо приветствовал светлый образ его Величества и удостоился почетной высокой трапезы. 24 февраля по высочайшему приглашению несколько митрополитов, лам, министров, друзей, важных и влиятельных дам, пробыли у трона более 3-х часов и удостоились обеда. Затем, 19 марта, великому царю от имени буддистов Забайкалья, были преподнесены в подарок буддийские реликвии – блюдо, кувшин, семь золотых драгоценностей, предметы из белого серебра, хадак. Подарки были преподнесены также царице-матери, великой императрице, цесаревичу, четырем дочерям, всего 8 комплектов подарков. На встрече с Его Величеством вместе с Хамбо ламой присутствовали ширээтэ лама Цугольского дацана, ученик Гатап Бадмаев, чиновники Гомбо Бадмажапов, Сокто Бадмажапов. Приняв подарки, Великий царь поблагодарил делегацию: «Всем бурятам-буддистам передайте мою радость и благодарность, я всегда с особой нежностью благословляю бурят!».

Вскоре после того, как делегация благополучно вернулась из Санкт-Петербурга, в 1914 году войска Германии начали первую мировую войну. В Верхнеудинске 1 марта 1914 года, по предложению Хамбо Ламы Итигэлова был создан комитет помощи фронту. От всех бурят, проживающих к западу от Байкала в комитет вошли 14 образованных людей, от восточных бурят-буддистов - Хамбо лама Иролтуев и Пандито Хамбо лама Итигэлов, ширээтэ ламы14 дацанов, от остальных дацанов - соржо ламы и образованные люди, а также нойоны, тайши, волостные старосты, авторитетные должностные лица в количестве более 120 человек. Начиная с 1 марта 1914 года, в течение 6 дней комитет заседал и постановил срочно собрать со всего бурятского населения 130000 рублей и отправить в западные области, где началась война. Подношения верующих собирались в виде провизии для казаков, одежды, для раненных в местах их лечения, а также их семей, 30 кроватей для лазаретов, 30000 рублей непосредственно для лазаретов. Эти пожертвования и огромные суммы собранных денег доставила по назначению делегация во главе с председателем комитета Хамбо ламой Итигэловым и его соратниками: ширеэтээ ламой Иройского дацана Лайдаба, секретарем-корреспондентом Бадмой Тудуповым, Дымчиком, старостой Базарона, ламой Цугольского дацана Еши Данжиновым. Для выполнения постановления комитета был составлен специальный Устав, 24 рекомендации которого были исполнены. В конце лета ревизионная комиссия, произвела проверку работы комитета. По постановлению комисии с осени 1914 года под руководством председателя комитета Пандито Хамбо Ламы Итигэлова были организованы поездки по всем приходам дацанов Восточной Бурятии. Сам Хамбо Лама Итигэлов вместе с правомочным Дамби Кишектуевым отправляется в длительные поездки для сбора денежных пожертвований. Хулунский дацан, поддержав комиссию на месте, пополнив денежные суммы, отправил их в зону военных действий. , Для раненных солдат собрали одежду, обувь, рукавицы, кисеты, табак, папиросы, ягоду, сахар. Все это было отправлено с таким расчетом, чтобы получили их до начала Пасхи.

С 1914 года Пандито Хамбо Лама Итигэлов, не зная страха, проявлял большую самоотверженность и старание в оказании помощи фронту. за это Хамбо Лама много раз получал благодарность с западных областей, где шла война.

12 марта 1917 года царь был свергнут с престола, власть в государстве ослабла. Эти и другие причины послужили уходу Итигэлова с должности Пандито Хамбо ламы. В сентябре 1917 года он вернулся в свой Янгажинский дацан. В течение 7 лет он был Пандито хамбо, и в это время у цонголов шел спор между теми, кто хотел обновить землю своего дацана и теми, кто хотел оставить все по-старому. В этой связи Хамбо Лама, прибыв в Цонгольский дацан, попросил выкопать землю в здании старого дацана и там, где предполагалось построить новый дацан, и, высыпав при людях в бумажные белые мешки землю, запечатал сургучом и отправил в высшие правовые организации для изучения инженерами и заключения. Вскоре пришел ответ с подтверждением строительства дацана на новом месте. Спор цонголов прекратился, на новом месте поставили дацан из кирпича. После того как воздвигли его, пошла речь о том, что «Хамбо Лама Итигэлов был перерожденцем прошлого Великого Хамбо Ламы». В самом деле, вспоминается светлый образ перерожденца Ботхисатвы, способного, одаренного, драгоценного Пандито Хамбо ламы. Хотя человек и не вечен, имя его осталось в вечной памяти.

 

Приложение №2

Послужной список Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова

(составлен в 1913 г. в возрасте 61 года):

  • поступил в хувараки 20 марта 1876 года;
  • утвержден Бандием Ацагатского дацана 18 марта 1880 года;
  • утвержден Гэлуном Болакского дацана 13 марта 1882 года;
  • для пользы службы перемещен в этом же звании в Чжагасуртаевский дацан 10 марта 1883 года;
  • перемещен для пользы службы в Аларский дацан Иркутской губернии 13 августа 1888 году;
  • перемещен для пользы службы в Ацайский дацан 17 января 1890 года;
  • уволен, согласно прошению по болезни из штата ламайского духовенства 10 августа 1890 года;
  • по выздоровлению вновь поступил в хувараки Гусиноозерского дацана 7 июля 1895 года;
  • утвержден Бандием Янгажинского дацана 24 июня 1897 года;
  • утвержден Гэлуном Янгажинского дацана 13 апреля 1899 года;
  • утвержден ширээтэ ламой Янгажинского дацана 16 декабря 1903 года;
  • уволен, согласно прошения, по болезни, от занимаемой им должности с исключением из штата Ламайского духовенства 7 июня 1910 г.;
  • по выздоровлению вновь назначен ширээтэ ламой Янгажиского дацана 20 ноября 1910 года;
  • Высочайшею грамотой утвержден на пост Пандито Хамбо Ламы Ламайского духовенства в Восточной Сибири 13 февраля 1911г.

 

 

 

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту