English French Portuguese Spanish
Николаев Жалсан лама, хранитель Эрдэни Мунхэ бэе ХII Пандито Хамбо Ламы Этигэлова: "Исследование состояния Хамбо ламы Этигэлова"

 

Мой доклад подразделяется на две части. В первой я буду рассматривать состояние Хамбо Ламы через призму наблюдений хранителей Дворца Этигэлова. Во второй части мной предпринята попытка осмысления феномена, его воздействие на верующих.

Ежедневно мы с Бимба Ламой, хранителем драгоценного тела Итигэлова, проводим молебен, посвященный главному хранителю драгоценного тела Хамбо Ламы Этигэлова – сахюусану Четырехликому Махакале. Во время этого хурала Бимба Лама медитирует на Хамбо Ламу Этигэлова и во время медитации видит, в каком состоянии проявляется Хамбо Лама на данный момент. Нужно отметить, что Хамбо Лама проявляется в разных состояниях.

Это привело к тому, что Хамбо Лама Дамба Аюшеев, спустя полгода после начала подобных наблюдений, принял решение о даче комментариев ежедневных состояний Даша Доржи Этигэлова. Вскоре были назначены семь учителей нашего университета, которые стали давать объяснения состояниям Хамбо Ламы Этигэлова. Конечно, поначалу было непросто объяснять состояния, так как мы столкнулись с таким явлением впервые. Но со временем ответственные учителя, объясняя с буддийской точки зрения различные проявления Этигэлова, как говорится, приноровились. Преподаватели университета «Даши Чойнхорлин» цитировали слова Будды, трактаты буддийских философов, извлекая из наблюдений по каждому конкретному состоянию пользу для верующих. Все разъяснения вывешивались на стенде, находящемся перед Дворцом Этигэлова. К нему со временем начали проявлять интерес наши прихожане, хувараки и ламы.

Конечно, здесь возникают вопросы: Что видит во время медитации Бимба Лама? Каким образом ему удается общаться с Этигэловым? Можно сказать, что это – результат медитации. Сам смысл медитации состоит в том, чтобы взять под контроль свой ум. Но здесь дело обстоит несколько иначе. Когда Бимба Лама представляет Хамбо Ламу Этигэлова, бывают такие случаи, что к Хамбо Ламе подходят люди, он может проявиться божеством или рядом могут проявиться животные и т.д. Естественно, здесь требуется тщательное исследование. Осмелюсь предположить, что это ясновидение. Почему я говорю, осмелюсь? Потому, что в буддизме тот, кто определяет ясновидение, должен быть сам, как минимум, ясновидящим, как в поговорке «Рыбак рыбака видит издалека». Но так как я не обладаю ясновидением, то я верю, что подобное явление, описанное выше, является не чем иным, как тесной связью Бимба Ламы с Хамбо Ламой Этигэловым. Это придает мне некоторый стимул для дальнейшей успешной буддийской практики. Для начала я бы хотел рассмотреть ясновидение с буддийской точки зрения, для чего буду исходить из трактата мастера Гунчен Жамьян Шадбы «Комментарий на Ондогжен (Украшение ясных постижений)»:

1. Опорой ясновидения является сознание. У тех, кто обладает острым умом и достигших непосредственной части стадии дхьяны, ясновидение появляется легко. А у тех, кто имеет недостаточно острый ум, ясновидение появляется с трудом, и им следует опираться на подготовительную стадию дхъяны.

Конечно, многие зададутся вопросом, что такое дхьяна? Попробую на него кратко ответить. Дхъяна – это целая наука об уровнях медитации и состояний ума. Непосредственная дхьяна выражается в том, что сознание находится в сфере форм, а подготовительная выражается в сознании, погруженном в медитацию, но находящемся в нашем мире желаний. При этом оговорюсь, что объяснение понятия «дхъяна» дано, в моем случае, несколько грубовато. К примеру, во время обучения в Гоман дацане на курс «дхъяна» отводится целый год, мне же такого случая не представилось, и об этом я имею весьма приблизительное знание. В труде «Антология» (Гундуй), автором которого является Досточтимый Асанга, говорится: «Не буддисты или же слушатели», то есть ясновидение может быть как у буддистов, так и у небуддистов.

При появлении ясновидения, само действие сознания получается таким, что оно опирается на непосредственную дхьяну или же на ее подготовительную часть, лишь затем проявляется ясновидением. То есть сознание получается как посредник, между дхьяной и ясновидением.

Почему столь значительную роль играет дхьяна? Потому, что ясновидение возможно только в мире желаний и в мире форм, а вот в сфере бесформенности дхьяны нет, а значит, и нет ясновидения. Мастер Гунчен Жамьян Шадба дает определение ясновидения следующим образом: «Ясновидение – это сознание ума (или шестое чувство), собранное путем самадхи или другими подобными [элементами], состоящее из двух частей:

1) Оно должно ясно понимать свой объект, который в свою очередь должен быть необычным или выходящим за [рамки] объекта органов чувств обыденных существ.

2) Оно должно опираться на равное погружение в дхъяну – опору своего сознания.

Здесь хотелось бы обратить ваше внимание на то, что когда Лама дает это определение, то он использует понятие «чанай шагба», что в переводе означает «отчасти». Из этого следует, что не все ясновидения должны подходить под определение мастера Гунчен Жамьян Шадба. Получается, что лишь в большинстве случаев ясновидение должно быть таким, как сказано в определении.

Ясновидение подразделяется на шесть видов: 1) Чудесное 2) слух небожителей, 3) знания чужих мыслей (телепатия), 4) память прежних рождений, 5) зрение небожителей, 6) чистое неоскверненное знание.

1. Чудесное ясновидение – это сознание, образованное связью самадхи и мудрости, или же союзом умиротворенности (шинэй) и сверхпознания (лхагтон), состоящих из способностей многих сверхъестественных проявлений и воплощений (левитация, прохождение сквозь стены и т.д.), и оно также опирается на равное погружение в дхъяну – опору своего сознания. Если разделить чудесное ясновидение, то мы увидим, что существует множество разных его проявлений: ясновидение о землетрясении или других природных катастрофах, хождение по воде, не сгорание в огне и другие чудеса. В Сутре говорится: «Чувствует множество чудесных образов проявлений», и далее «И вплоть до мира Брахмы подчинит». В общем, в чудесном ясновидении посредством словесных выражений есть множество делений:

1. Возникшее из медитации (подобное ясновидение чудесного воплощения, достигнутое при буддийских и не буддийских [стадиях] дхъяны и сферы бесформенности).

Обретенное рождением (подобное ясновидению небожителей).

Ясновидение, пришедшее путем начитывания мантры (движения в небе от мантры полета).

С помощью лекарств (подобно движению в пространстве при помощи некоторых препаратов).

Кармическое (подобно движению в пространстве в состояниях бардо). Об этом говорится «Сокровищнице» (автор): «Чудесная тайная мантра, препараты, рождение, и от кармы, всего пять».

 

Особенности ясновидения в буддизме.

Шраваки и пратьекабудды (это те, кто стараются выйти из круга сансары только ради себя – школа Хинаяна), могут познать обладание ясновидением у других, но лишь себе подобных, и у тех, кто ниже их. Ясновидение же Бодисаттв беспрепятственно познает силу Будды и другое, об этом говорится в «Ноджом».

Предел. Из вышеперечисленных первые пять могут быть у любого простого смертного вплоть до Будды. Шестое же ясновидение, начинается только от архатов и до уровня Будды.

Действия. Первое – приводит других к вере. Второе – прекрасное понимание смысла сказанного приводит к совершению положительных деяний для себя и других. Третье – понимая чужие мысли, приводит к совершению ими заслуг и этим самым способствует быстрому завершению собрания заслуг. Четвертое и пятое, способствуют быстрому завершению накоплению Знания через срединный путь, что свободен от цепляния за крайности, чтобы обрести шестое ясновидение. Получается, в буддизме ясновидение становится причиной быстрого достижения пробуждения.

В «Гундуй» говорится: «Повсюду движется и другое». В «Нинан» говорится: «Приводит живых существ к слушанию Учения» и до слов «становится достойным поклонения небожителями, и обретает предсказание». Причины. В Сутре сказано, «Владыка нагов, подарив другим масляную лампадку, обретается око небожителей» и до слов «дарованием Учения, очищается ясновидение неоскверненности». В «Драгоценном ожерелье» говорится: «Отдавая обувь и колесницы, Оказывая почтение к страдающим. Почитая Учителя колесницей. Мудрые обретают риддхи» и далее до слов «Полностью зная, как есть истинное Шестое ясновидение все скверны Исчерпавшее высшее обретается».

Мое исследование основано на кармическом ясновидении. Потому как верю, что видение Бимба ламы, это ничто иное, как кармическое ясновидение. То есть проявление благой кармы, накопленной в прошлых жизнях. По всем известным причинам Хамбо Лама Этигэлов выбрал именно Бимба Ламу, а позже раскрыл его способность к ясновидению. Более того, Хамбо лама Итигэлов показывает Бимба Ламе свое ежедневное состояние и через него же отправляет послание всем верующим. Пока способности к ясновидению у Бимба Ламы, похоже, не развиты в полной мере, так как он не может подчас распознать некоторые сигналы, которые посылает Хамбо Лама Этигэлов, а также не может понять, о чем он говорит. К примеру, возле великих буддийских Оракулов всегда находятся переводчики, которые наделены пониманием лексикона, на котором во время транса разговаривает Оракул. Тем не менее, я уверен, что способности Бимба Ламы со временем разовьются, и он начнет понимать Хамбо Ламу в нужной мере. Интересен тот факт, что Бимба Лама был инициатором поднятия тела Хамбо Ламы Итигэлова и с этой идеей он обращался к XXIV Хамбо Ламе Дамбе Аюшееву на протяжении двух лет. Почему он это делал, он не объясняет и говорит, что о мотивах столь серьезного дела он не будет распространяться и скажет только тогда, когда придет время его ухода из этой жизни. Несомненно, существует кармическая связь, ведь согласно Учению Будды и закону кармы все не бывает случайным, тем более связь, находящаяся на столь высоком уровне.

И хотя среди людей существует немало сомневающихся в столь непонятном для их понимания явлении, которые не верят в силу ясновидения и не отдают должного ежедневным комментариям к состоянию Хамбо Ламы Этигэлова, тем не менее, результаты наблюдений постепенно превращаются в исследование. Поэтому мы в определенной степени можем с уверенностью сказать о том, что ежедневные проявления Хамбо Ламы Этигэлова неслучайны и всегда находят свое отражение в событиях мирового масштаба. К примеру, 27-го декабря 2008 года рядом с ним проявилось синее пламя. Как известно, в этот день началось очередное волнение на Ближнем Востоке, а назавтра Хамбо Лама проявился держащим маятник, будто бы напоминая нам о непостоянстве нашей жизни – зачем людям воевать, когда жизнь и так быстро проходит. В день инаугурации президента США Барака Обамы Хамбо Лама предстал в позе лотоса, из правой руки его исходил ясный свет. В тот день Барак Обама во время клятвы несколько раз запнулся во время клятвенной речи. О чем это говорит – непонятно?! И таких примеров уже скопилось немало. Наше исследование в данное время не может дать пока четких результатов, так как мы обратили свое пристальное внимание на данные проявления Хамбо Ламы Этигэлова относительно недавно. Как отмечено выше, немаловажно и то, что Бимба Лама пока не обрел своих способностей к ясновидению в полной мере. Здесь первая часть моего доклада заканчивается.

Влияние Хамбо Ламы Этигэлова на человечество очень велико, но, к сожалению, среди нас есть такие, которые не придают этому значения (среди бурят, есть немало таких, которые еще не встречались с ним). Многие просто игнорируют его присутствие в нашем мире. Но он есть, и будет, пока мы полностью не признаем этот факт. Факт того, что можно остановить время, можно изменить свою карму и вообще можно просто изменить жизнь к лучшему путем драгоценной Дармы. Хамбо Лама Этигэлов оставил свое тело нетленным, и сейчас мы пытаемся объяснить этот феномен. По-моему, это может объяснить лишь тот, кто достиг больших высот в практике буддизма, как минимум третьей стадии Бодисаттв.

Почему я так говорю, потому что прошло уже семь лет после возвращения Хамбо Ламы Этигэлова, и еще никто не дал точного объяснения, такого объяснения с которым согласились бы все. Интересно, сколько времени пойдет на это?! Наверное, будет правильней говорить: «Мы пытаемся приблизиться к нему». Недавно к нам в дацан приезжала известная журналистка Виктория Ивлева, я встречался с ней, и во время разговора она сказала мне, что когда она узнала о феномене Итигэлова, она очень обрадовалась тому, что в нашем мире существует необъяснимое современной наукой явление, что, мол, так интересней жить.

Мое объяснение лишь одно – только силой Учения Будды он смог оставить свое тело, в назидание нам, страдающим в круговороте бытия. Без единого слова он учит нас! Учит о пустотности всего существующего, учит о невечности и смерти, о четырех благородных истинах; что есть страдание, есть причина страдания, есть уход от страданий и есть путь ухода от страданий.

И я предлагаю путь общения с ним, это путь Веры. И здесь мне хотелось бы отметить один очень важный фактор – драгоценное Учение Будды Шакьямуни просуществует 5000 лет, так изрек сам Будда, и все эти 5000 лет подразделены на 10 периодов по 500 лет соответственно. Каждый из них имеет свое название, наша же «500-ка» называется «периодом нравственности». То есть мы, живущие в настоящее время, должны быть нравственными, а какая может быть нравственность без веры? Я считаю, что Хамбо Лама пришел к нам как раз в то время, когда нам так необходима именно вера.

Необходимо верить в Него, тем самым, получая Его благословение. В этом случае я говорю о вере, как о фундаменте общения с ним. Не зря говорят, что дверью вхождения в буддизм является принятие прибежища в Трех Драгоценностях, а это, как раз, и есть вера. Не нужно быть буддистом, чтобы верить в Него. Просто убежден, что тому, кто верит в него, он окажет свою помощь в трудных ситуациях, например в спасении от трагической смерти и т.д. К примеру, Он спас одного бизнесмена от трагической смерти, тот выжил в автокатастрофе, на удивление всем тем, кто были свидетелями этой аварии. Выжив, он рассказал очевидцам, что в момент столкновения он ясно увидел перед собой образ Хамбо Ламы Этигэлова, и что именно Он и вытащил его из пасти смерти. После чего этот бизнесмен незамедлительно приехал в Иволгинский дацан к своему, как он назвал, Учителю принести Ему свои слова благодарности. И именно он сделал первый взнос на строительство Дворца Этигэлова. Здесь можно уверенно сказать, что Хамбо Лама повлиял на карму этого человека, то есть изменил очередность его «неблагой кармы». В буддизме очень важную роль играет сам момент смерти, и поэтому лучше знать и чувствовать приближение кончины. В годы репрессий, когда лам расстреливали, они приходили на казнь сосредоточенными и без единого звука принимали смерть, радуясь тому, что знают свой точный час кончины. И поэтому, я уверен, что тот, кто верит в Хамбо Ламу Этигэлова, никогда не умрет внезапно, и я верю, что своих учеников Он обязательно предупредит. Ведь сказано в «Отделе о друзьях»: «Опираясь на низших, портятся люди, Опираясь на равных – пребывают в застое, Опираясь на высших – достигают величия. Потому на того опирайся, кто выше. Опираясь на высшего – на такого, Кто спокоен и нравственно твёрд, Своей мудростью много тебя превосходит, – Станешь выше, чем он сам».

Мне очень понравились слова Вахидовой Гавхар Ахадовны, которая в своем докладе описывает свое состояние при первой встрече с Этигэловым: «Это состояние трудно передать словами, но я его хорошо прочувствовала и с того времени стараюсь не расставаться с этими ощущениями». Хорошие слова, и я желаю вам того же. От Хамбо Ламы Этигэлова исходит «благая энергия» или же «мощное благословление», которое помогает раскрыть человеку потенциал его сознания. Тем самым, он влияет на наше сознание. Это можно объяснить тем, что у некоторых людей, находящихся рядом с ним, начинается дрожь, у других начинает кружиться голова, покалывать пальцы, многие при виде его начинают плакать и чувствовать себя рядом с ним такими грязными, что им становиться стыдно и т.д. Также есть такие, кто видит глаза Хамбо Ламы, некоторые говорят, что у него глаза красного цвета, некоторые зеленого или синего. У каждого при встрече с ним возникают свои ассоциации, непередаваемые ощущения. Вы сами можете в этом убедиться… «Силой мудрости ты не впадешь в путы материального мира, Силой сострадания ты никогда не впадешь в покой бездействия» Так говорится в «Украшении Ясных Постижений», автором которого является Грядущий Будда Майтрея. И я уверен в том, что сила веры способна изменить человека, как в лучшую, так и в плохую сторону. Главное – во что верить, и с какой мотивацией. Потому личность, породившая в себе «неиссякаемое сострадание» – бодичитту – никогда не будет находиться в бездействии, что мы и видим на примере нетленного тела Хамбо Ламы Этигэлова, который, находясь, казалось бы, в бездействии, оказывает на самом деле такое огромное влияние на окружающую среду, что трудно измерить и выразить в словах. На этом вторая часть заканчивается.

 

P.S.   Хамбо Лама Дамба Аюшеев на прошлой конференции говорил, что Этигэлов остановил для себя время, то есть он находится в промежутке, где время не властно над ним.

Однажды я задал себе вопрос: «Когда человек, находится рядом с ним, то пребывает ли он в этом промежутке, в промежутке под названием «Вечность»? Я до сих пор думаю над этим, и эта мысль не дает мне расслабиться. Думаю, что этот вопрос заинтересовал бы многих. И думаю, что кто находится рядом с телом Хамбо Ламы Этигэлова, замедляет время для себя. А значит, он продлевает жизнь для себя. Но все же этот вопрос остается открытым и, надеюсь, что он станет темой для дальнейших исследований феномена XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Этигэлова.

 

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту