English French Portuguese Spanish
Жигжитов Пандэ, Гэбшэ лама, проректор, преподаватель философии Буддийского университета «Даши Чойнхорлин»: "Стыд"

 

Вступление

В восхвалении Хамбо Ламе Этигэлову сказано, что Он обладает в совершенстве семи драгоценными достоинствами святых. Из этих семи достоинств мне выпало написать доклад на тему “Стыд”. В нем буду рассматривать особенности стыда, его положительные и отрицательные стороны, причины и условия возникновения чувства стыда.

 

Стыд с точки зрения буддийской философии

Что такое стыд, и как возникает это чувство? Стыд – это неудовлетворённое состояние ума от содеянного поступка. Неудовлетворённость приходит при осознании, что содеянный поступок является неправильным. При виде Хамбо Ламы Этигэлова некоторые приходят в удивление, некоторые чувствуют стыд. Глубоко верующий человек чувствует перед Ним стыд за то, что, являясь полноценным человеком, он не может реализовать правильно свои возможности тела, речи и ума, отвлекаясь на мирские соблазны. Для возникновения чувства стыда необходимо следующее:

Чувство ответственности перед чем-либо, например, перед людьми, родиной.

Наличие правильной концепции о себе.

Без чувства ответственности у индивида не может возникнуть стыд. Человек, чувствующий ответственность, будет жертвовать даже собою ради достижения поставленной цели. Хамбо Лама Этигэлов испытывает обостренное чувство ответственности, за судьбы людей, за народ, несёт огромную ответственность перед ними. Он прошел через все, начиная с пастуха до полного усмирения своего “Я”. Он не мог оставить свой народ и просто уйти из этого мира. У маленького ребенка практически нет чувства стыда, т.к. у него менее развита концепция о себе. Все, что он делает – для него естественно, и соответствует его небольшому мировоззрению. Когда у него начинает появляться концепция о себе, о своих возможностях, тогда начинает появлятся чувство стыда. Если у человека заложена концепция «я – мужчина», «я – отец», «я – начальник», то этот человек будет испытывать стыд каждый раз, когда он будет совершать несоответствующие поступки. Из этого следует, что при наличии определённой концепции возникает определённый стыд.

Стыд в Учении Будды является одним из главных второстепенных сознаний в индивидуальном развитии. Стыд не является прирождённым чувством, он возможен лишь при самосовершенствовании личности, вплоть до полного просветления. Чувство стыда является одним из 51-го второстепенных сознаний и входит в число 11-ти благих сознаний. Агван Даши в своём труде “Дуйра” чувство стыда поставил на первое место при перечислении 11-ти благих сознаний. Из этого вытекает, что стыд играет огромную роль в духовном развитии человека. Противоположностью этого качества является чрезмерная страсть, злость и неведение. К примеру, когда рождается страсть, то исчезает стыд и совесть.

 

Существуют две разновидности чувства стыда: чувство стыда перед самим собой и чувство стыда перед окружающими, например перед своими учениками, перед своими родителями. Первая разновидность делится ещё на две: стыд от обещания и стыд от концепции. Вторая делится также на две: чувство стыда перед другими с прямым доводом и с косвенным доводом. С прямым доводом означает вхождение в прямой контакт с человеком, и ощущение при этом своей вины, или безвыходности. При косвенном доводе прямого контакта не существует, человек узнает о себе плохое от других людей. Какая из этих перечисленных разновидностей стыда существует у Хамбо Ламы Этигэлова? Из наблюдения состояния Хамбо Ламы Этигэлова выясняется, что Он несколько раз был в возмущенном состоянии, лицо было хмурым и недовольным, кожа лица покрывалась тёмно-красноватым цветом Видимо, Он иногда чувствует стыд за наши неправильные действия.

“Без знания противоположности пустоты невозможно постичь саму пустоту”, – так наставляет Гунчен Жамьян Шадба в своём комментарии Праджняпарамиты. Из этого можно понять, что без знания свойства и сущности невежества, его природы, невозможно устранение самого неведения, одним из составляющих которого является стыд. Полное знание чувства стыда достигается лишь при наличии знания его другой стороны – бесстыдства, его пагубности и ущербности. Неуважение к достоинствам либо к достойным людям – это бесстыдство, а безответственность перед клятвой – это бессовестность. Из биографии Хамбо Ламы Этигэлова мы знаем что, Он с глубоким уважением относился и относится к предыдущим Хамбо Ламам, например к Хамбо Ламе Дамба Даржа Заяеву. Из этого следует, что Он не обладал неуважением и бесстыдством.

Бесстыдство может возникнуть наряду со всеми негативными мыслями и стать импульсом для их прямого применения (к примеру, подумав о насилии прибегнуть к нему), поэтому бесстыдство стоит во главе всех остальных второстепенных негативных мыслей.

Бесстыдство и бессовестность являются открытыми проявлениями неведения и рождаются от “незнания” действительных законов кармы, законов взаимозависимости и вообще реалий нашего существования.

 

В стадиях изучения Парамитаяны рассматриваются последовательности рождения негативных мыслей:

1. Дознание бессамостности и пустотности всего бытия

2. Ложный взгляд на 5 скандх, думая, что они являются собственностью “Я”.

З. Страсть – привязанность к самому себе.

4. Гнев – злость к постороннему.

5. Гордость – восприятие себя лучше других.

6. Ложный взгляд – чувство собственной свободы и независимости.

7. Ложный взгляд – чувство постоянного пребывания в этом мире.

8. Надменность, порождающая чувство возвышенности над другими.

9. Ложная уверенность в своих действиях.

10. Сомнения в существования Пустотности, закона Кармы.

 

Стыд с точки зрения медицины.

Будда Шакьямуни в труде “Прибежище” (“Этигэл”) сказал, что существует 84 тысячи разновидностей помрачений, которые порождают 84 тысячи болезней. 21 тысяча болезней возникает из страсти, другая 21 тысяча – из гнева, ещё 21 тысяча – из неведения, и последняя 21 тысяча болезней появляется при совокупности равных доль этих трёх негативных помрачений.

Какие болезни порождает бесстыдство?

Из-за бесстыдства возникают такие болезни как СПИД, нервные расстройства, раковые заболевания.

Как же влияет чувство стыда на здоровье?

С точки зрения медицины чувство стыда не дает возникнуть дисбалансу четырёх элементов в организме. Благодаря этому у человека не развиваются болезни. Он полностью находится в гармонии со своим миром.

 

Стыд с точки зрения психологии

Рассматривая положительные и отрицательные качества стыда, в голову невольно приходят мысли о важности веры, о которой много пишется и говорится. Вот почему в некоторых текстах вначале разъясняют веру и лишь после – пороки бесстыдства. Вера является важным компонентом в духовном развитии. Также не стоит забывать, что существует большая разница между стыдом и скромностью. В присутствия стыда у человека не могут возникнуть негативные эмоции, такие, как высокомерие, корысть, страсть.

 

Стыд с точки зрения социологии

В настоящее время нравственные ценности подверглись переоценке, взгляд на мир стал более грубым. Сейчас в мире ежедневно и повсеместно совершаются акты насилия, растет преступность, процветает алкоголизм и наркомания, другие пороки, на второй план отошли культура, традиции и обычаи. Мы все стараемся этого не замечать, убеждаем себя, что все должно быть так, как есть на самом деле. Мы закрываем на многие вещи глаза. Перестаем испытывать стыд за всё происходящее вокруг нас. Но почему? Потому что, боимся того чувства неудовлетворённости, которое приносит нам чувство стыда и совести. Мы боимся лишней ответственности и не желаем испытывать дискомфорт внутри себя. Хотим избежать всего этого, не понимая, что рано или поздно надо пройти через все страдания, которые нас ждут впереди.

Именно стыд и совесть не дают человеку полностью расслабиться, не позволяют нарушить моральные требования общества, всегда держат человека в тонусе, в равновесии и в гармонии. Чтобы не испытать стыд, человек старается не делать того, за что ему будет впоследствии стыдно.

 

Стыд с точки зрения этики

Нравственно дисциплинированный человек, стыдясь своих неправильных поступков, показывает, что он стоит на ступеньку выше других живых существ. У народов с низким нравственным воспитанием сильно развито бесстыдство, например, неуважение к родителям, отсутствие чувства благодарности к тем, кто сделал тебе добро. Бесстыдный человек уподобляется скоту, переходя все человеческие рамки. Стыд благоприятно влияет на развития человеческих качеств, подталкивает на добродетель. Это лучший способ контроля изнутри.

 

Отрицательные стороны стыда

Главное, чтобы стыд не перешёл в страх, который снижает самооценку. Но после возникновения чувства стыда, человек должен уметь правильно думать, не бросаться в крайности, не принижать себя, т.к. это может привести человека к гибели. Есть много примеров, как люди после неправильных поступков совершают суицид. Здесь не чувство стыда привело к крайнему поступку, а неправильное мышление.

 

Положительные качества стыда

Если у вас возникает чувство стыда перед своими детьми и друзьями, то это свидетельствует, что вы являетесь хорошим родителем, другом, несущим ответственность перед ними. Мы должны быть в ответе перед теми, кого мы приблизили к себе. Эмоции, возникшие с помощью стыда, ведут человека к изменениям в лучшую сторону, и приводят к благородным поступкам, к благим деяниям. Стыд порождает настороженность, бдительность. Вот таким уникальным и редким качеством обладает Хамбо Лама Этигэлов.

 

Хамбо Лама Этигэлов своими деяниями и нетленным телом побуждает нас всех к развитию чувства стыда.

 

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту