English French Portuguese Spanish
XXIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев: "Доклад"

 

Ом сайн амгалаан болтогой!

 

Уважаемые участники нашей Второй конференции «Феномен Пандито Хамбо ламы Этигэлова». На сегодняшний день идет седьмой год нашей совместной жизни около Хамбо Ламы Даша Доржи Этигэлова, когда мы с Вами, в большинстве своем участники Первой конференции, собрались на свою вторую встречу. Разрешите мне по этому поводу поздравить всех Вас и, в том числе, себя с этим знаменательным событием.

Нельзя сказать, что за прошедшие два года после 1 конференции Хамбо Лама Этигэлов со своим окружением были щедрыми для нас в своих откровениях. Только в одном можно быть уверенным, что его как будто неподвижное и молчаливое тело оказывает людям помощь и дает опору и веру в тяжелый момент жизни. И, чтобы вообще не оказаться в стороне от деятельности Хамба Ламы Этигэлова, нам, ламам пришлось искать новые подходы и способы, опираясь на слова и мысли Его послании. Можно не стыдясь сказать, что мы, все-таки, недостаточно бдительны или еще не в состоянии понять это чудо, чтобы точнее расшифровать знаки, которые подает нам Хамбо Лама со своим окружением.

 

В октябре 2008 года, закончив строительство Дворца для Хамбо Ламы Этигэлова, мы провели торжественную церемонию Дашинима Рабнай и поместили Его драгоценное тело на достойный трон. Только после чего, наконец-то мы получили возможность для ежедневного и более близкого наблюдения за состоянием Его тела, речи, сознания, ума и деяния. Для этой благородной цели мы воспользовались особой тайной связью Хамбо Ламы Этигэлова и его окружения с Доржиевым Бимба ламой. Думаю, положа руку на сердце, можно сказать, что у нас и не было более достойной кандидатуры, чем он, для такой почетной миссии.

И вот теперь уже в течение семи месяцев Доржиев Бимба лама со своими помощниками проводит во Дворце Хамбо ламы утренний хурал для сахюусанов и других божеств с восхвалением всех 12-ти перерождений Ламы и получает каждый день особые знаки от Хамбо Ламы Этигэлова. А комментарии к этим знакам дают наши ламы, преподаватели нашего Университета, за 10 лет учебы закончившие полный курс Праджняпарамиты в Гоман дацане Индии. Надо сказать откровенно, что возможности комментировать состояние такого тела в истории буддизма не было, и учится не у кого, поэтому нам приходится начинать с нуля, или из самой природы пустотности. А если еще учитывать, что тело Хамбо Ламы Этигэлова феноменальное, то возможно, что Бимба лама с помощниками и учителя-комментаторы со временем тоже в своем роде сами станут феноменами.

 

Также за это время мы продолжали работу по восстановлению исторической правды и возвращению долга. Для этого на Родине Хамбо Ламы Заяева летом 2008 года после двухлетних исканий с большим трудом нашли источник воды. Причиной такого труда послужило то, что покровителем этой земли является Бодхисаттва Очирвани, который является хозяином всех тайн. А вот выходящая из расщелин скалы вода имеет интересный белесый цвет, немного похожий на молоко. Из-за схожести вершины Отосан Хана с головой льва и спускающегося от вершины склона горы с телом льва, можно назвать этот источник воды «молоком львицы». Теперь понятно, что сила этой благословенной Бодхисаттвой земли и воды дала возможность Хамбо Ламе Заяеву дойти и вернуться из Лхасы а затем из Москвы. А если сравнить анализ найденной воды с водой колодца с родины Хамбо Ламы Этигэлова, то объединяющим их служит серебряная составляющая. Думаю, в дальнейшем люди, находясь возле Отосан Хана, могут обретать физическую силу или восстановить былое здоровье. А особо бдительные могут распознать сокрытые тайны и сокровенные вещи, или найти ответы на свои волнующие вопросы.

 

В прошедшем году в местности Талын харгана, где давно было определенно место ухода в нирвану Пандито Хамбо Ламы Дамба Даржа Заяева, мы установили ступу Намжил в честь утверждения учение Будды. Думаю, данное место Хамбо Ламой Заяевым было избранно по некоторым удивительным признакам, а остальные еще надо искать и искать. На сегодня известен необычный случай буддизма, когда ученики, то есть ламы Хилгантуйского и возможно других дацанов, дали клятву охранять это святое место после ухода из своих тел, отказавшись от дальнейших перерождений в других местах. Известно немало случаев прямого контакта этих охранников с людьми, когда они, выходя на дорогу в ламской одежде или шагая строем, останавливали машины и также другими способами наказывали людей. Думаю, эти Ламы гораздо лучше нас понимали, что такое – остаться здесь, в океане страдания на многие годы. Но они остались, чтобы напоминать нам особенность этого места. Такой удивительный подвиг верного служения они могли совершить только ради великого гения буддизма Первого Пандито Хамбо Ламы Дамба Даржа Заяева, который распространил здесь учение Будды и обещал своим ученикам вернуться сюда еще раз. А через 150 лет подвиг этих лам повторил по-своему Шара ламбагай уже на месте ухода Хамбо Ламы Этигэлова. Он вызывал недоумение и непонимание со стороны оронгойцов, когда уходил в окрестные горы, таща за собой тележку с нужными вещами, и потому очень мало общался с людьми. Для него не было разницы: холодная зима или летняя жара; он постоянно обходил места, связанные с Хамбо Ламой Этигэловым, тем самым оберегал их и поддерживал там чистоту и порядок.

Другая особенность долины Талын харгана – это её направленность. Она строго держит направление северо-запад, на озеро Байкал и Гусиное озеро, которое, в свою очередь, еще соответствует самому благоприятному движению Небожителя ветра с его энергией. Поэтому там самое чистое из-за продуваемости и более прохладное место, ведь Нирвана буквально переводится как «место где огонь подавлен», что означает «место свежей утренней прохлады». И вот теперь буддисты уже могут прийти и поклониться на этом прекрасном месте Земли, можно сказать на космодроме, чтобы достойно потом уйти и достичь Деважина или других мест пребывания Бодхисаттв.

Наш друг из Монголии Отхонбаяр лама говорит, что место рождение человека, по большому счету, это все-таки, выбор его родителей и спорить с этим думаю, нет смысла. А вот определение места ухода человека в следующую жизнь – это уже его личный выбор и результат всей его жизни. Поэтому выбранное Хамбо Ламой Дамба Даржа Заяевым Талын харгана, как место ухода из жизни, для нас имеет огромное значение, учитывая нашу привычку уходить из жизни, где попало.

 

Мы долго искали ответ, почему наши Хамбо Ламы прожили по 75 лет? Ведь число 75 на первый взгляд не имеет никакой связи с учением Будды. Только недавно уяснили, что 75 лет жизни Пандито Хамбо Лам Дамба Даржа Заяева и Даша Доржи Этигэлова связаны с Гомбо сахюусаном, защитником Балдан Брэйбун и Анинского дацанов, у которого окружение состоит из 75 личностей. Это защитники 10 сторон, наверху которой небожитель Ассури, на востоке Хурмаста тэнгэри, на юго-востоке Гал тэнгэри, на юге Эрлэг хан, на юго- западе Мангас, на западе Усан тэнгэри, на северо- западе Хи тэнгэри, на севере Ягшас, на северо-востоке Умай тэнгэри, внизу Газарай эзэн, 8 ехэ Тэнгэри, 8 ехэ Лусаад, 8 ехэ Гариг, 28 Одон, 4 Махаранз, 9 Сартвах. Всего получается 10+ 24+28+4+9 =75. Каждый из них под руководством Гомбо сахюусана с личной его свитой оберегал и помогал на каждом году жизни Хамбо Ламам. Особую связь Хамбо Ламы Дамба Даржа Заяева с Гомбо сахюусаном мы знаем из автобиографической книги, написанной Хамбо Ламой Этигэловым. Лама писал что он, будучи Дамба Даржа Заявым, вместе со своими 146 учениками в местности Ранжун Арьябала обратился к Гомбо сахюусану по наставлению Далай Ламы и Панчен Ламы для определение своей линии предыдущих жизней. Гомбо сахюусан удивительным образом откликнулся на просьбу Ламы и кратко рассказал ему о десяти его перерождениях в Индии и в Тибете и также назвал только все десять имен. А каким образом Хамбо Лама Этигэлов узнал более полно о деяниях каждого из десяти своих перерождений, этот вопрос еще открытый. Думаю, это могло быть только в двух наших дацанах -Анинском или Хилгантуйском дацане Балдан Брэйбун, благодаря помощи Гомбо сахюусана.

Продолжая поднятую мною на прошедшей конференции тему о феномене времени, могу сказать, что этот вопрос остается трудно разрешимым. Понятие мунхын забсар, которое буквально переводится как вечность в пространстве, и если его связать со временем, то получается, что для находящихся во власти времени людей – это безвременное пространство. И вот получается, что тело Хамбо Ламы Этигэлова пребывает в отдельном пространстве вечности, где Ангел смерти Эрлэгхан со своей властью над временем не имеет никакого влияния над ним.

 

Сегодня мировые ученые физики достигли огромных успехов в познании состава тел, от атомов до мельчайших нейтрино частиц. Но они весьма озабочены непониманием самой природы времени и прилагают огромные усилия для освоения её сути. Ведь не секрет – кто постигнет суть движения времени или его природу, тот сможет получить огромные возможности, как Хамбо Лама Этигэлов. Мы все знаем, что существует три времени: прошедшее, настоящее и будущее. А существование четвертого и пятого времени – это уже из области фантастики. Наши часы, оказывается, не показывают время, а указывают лишь на известные нам стороны света – север, восток, юг и запад. К сожалению, все живое не может жить без этого непонятного им свойства времени, и любой человек, приходя в этот мир, вынужден жить по его законам и, конечно, проигрывать ему.

Получается, что мы можем пережить определенное количество времени, не более 100 лет, и вынуждены стареть и уходить из своего тела. Так что же такое время, если оно так безраздельно властвует над нами? Люди более чувствительные как писал в одном своем стихе великий поэт Дагестана Расул Гамзатов «Все забирает время, как назло, берет кинжал, берет седло, и гасит звездный свет перед глазами, и мы детьми становимся опять, лишенные того, что было, и ничего не можем удержать мы пальцами, теряющими силу…».

Может ли прошедшее время отбирать у будущего или будущее время отобрать у прошедшего? Необходтмо учитывать буддийский постулат, который утверждает: «обретая должен терять, а, теряя, обретать». И кто должен контролировать этот процесс, неужели настоящее время? Ведь одним главным признаком или мерилом этих потерь и приобретений, в конце концов, окажется наше феноменальное время.

 

Тогда какую же роль играет настоящее время или оно, занимая проходящие друг за другом секунды «как гаджиг», не играет никакой роли? Поэтому поводу можно рассмотреть четыре состояние настоящего времени.

1) Настоящее время – это собрание частичек того, что осталось от прошедшего, и того, что придет из будущего. Такова природа естественного мышления, потому оно не интересно.

2) Настоящее время – это собрание частичек того, что, опережая, пришло из прошедшего и уже осталось от будущего. Другими словами – опередило прошедшее время и отстало от будущего. Это не нормально, а значит интересно.

3) Также можно сказать, что это – собрание времени того, что уже осталось от прошедшего и останется от будущего. Результатом этого состояния времени занимаются историки и археологи.

4) И наоборот – это то, что может прийти из будущего и пришло из прошедшего. Это для работы фантастов и романтиков.

 

Учитывая, что мы исследуем феномен Хамбо Ламы Этигэлова, мы должны думать нестандартно и даже, может быть неправильно для некоторых. Так каким же образом можно понять, как опередить свое время, и тут же отстать от будущего времени? Думаю, нужно это тему рассмотреть через призму пяти истинн буддийской веры или спасения: тело, речь, сознание, знание и деяние. Многие знают из истории личностей, кто опередил свое время, начиная с самого Будды Шакьямуни. Тело, речь, сознание, знание и деяние Будды, все они воплощены в нашу жизнь. Подобно телу Будды мы создали статуи. Слова из речи Будды собраны в Ганжуре. Сознание Будды воплощено в субурганах и в дуганах. Знание Будды собрано в Данжуре, в сумбумах и в книгах других мудрецов. Деяние Будды – это наши ламы и верующие, которые идут за Буддой, и мы участники сегодняшней конференции. А будущее время для нас, и мы должны согласиться с этим, это время Будды Майтреи. Его время еще не пришло, но мы в мыслях уже с ним. Ведь в наших дацанах проводим хурал в честь Будды Майтреи и молимся ему. На первый взгляд получается парадокс: мы молимся Будде Шакьямуни, зная, что он уже ушел от нас и больше не придет к нам, и также молимся Будде Майтреи, который еще не пришел. И чтобы мы не осиротели совсем, у нас есть и будет Хамбо Лама Этигэлов, который соединяет нас с ними, как мост между двумя Буддами.

 

А вот что такое отстать от будущего, если его еще, вдобавок, не было, если Хозяин времени со своей командой делает все, чтобы никто не отстал, и ничего от него не оставалось? И мы, буддисты, мечтаем, чтобы в будущем наш могильный холмик быстрее сравнялся с землей, и ничего не указывало на наше присутствие здесь. Вот для этого у нас есть очень мудрое состояние, указанное Ламой Еши Самбу как мунхын забсар. Остается его найти и каким-то образом постараться в это состояние еще попасть. В истории были случаи, когда ламы попадали в такое состояние только лишь на короткое время. Был случай бурятского ламы, который вечером присел на корточки перед открытой дверцей печки с дровами, чтобы зажечь щепки, и в момент чирканья спички застыл до утра. Какое же было удивление соседа, зашедшего утром к нему и увидевшего ламу, все еще сидящим на корточках. Возможно, искра от головки спички создала огонь, который, ослепив ламу, ввел его сознание в состояние мунхын забсар. Ведь существует факт вхождения ослепительного огня сверху в землю с телом Хамбо Ламы Этигэлова в 1927 году. И ослепительный яркий свет буквально ослепил участников и свидетелей этого вложения. Думаю, такое состояние может сотворить лама, который, находясь среди людей и общаясь с ними, продолжает постоянно поддерживать связь со своим Идамом, Дакиней или сахюусаном. Многолетняя медитационная практика способна изменить сознание человека к восприятию времени. Возможно, само время начинает восприниматься как материальное и поддается осмыслению. Из этого следует, что человек может управлять им или уходить от его влияния. Конечно, сам лама не в состоянии в одиночку без помощи друга Идама решить проблему времени. Лама Еши Самбу утверждает, что есть еще такая личность как Небожитель времени или Сагай Тэнгэри. Думаю, не будет лишним, если с ним постараться договориться.

Продолжая изучение феномена времени пора обратиться к великому Нагарджуне, ибо его авторитет неоспорим. Второй Будда Нагарджуна в своем разъяснения Мадхьямики дал краткое пояснение о сути времени. Учитель высказал мысль, что время как результат действия состоит из собрания или смешивания двух частей, одного отставшего, и второго не вместившегося, то есть лишнего.

 

По-моему получается, что время подобно грозовому облаку, которое постоянно находится в движении под действием ветра. Находясь в состоянии движения, грозовое облако время от времени оставляет на Земле следы в виде дождя, как будто он, будучи лишним, мешает его дальнейшему движению. Интересно то, что вода не вмещаясь и ставшая лишней в облаке, опережая других, вываливается из него и падает на землю дождем, и тут же становится остатком уходящего облака с дождем. Получается парадокс, что в своей сути опережающее во времени других, тут же становится отставшим от других вод облака. Примером этого служит обсуждение оригинальных людей, когда о них говорят, что одни опередили свое время, а другие отстали и должны жить в 19 веке. Мое сравнение с водой облака полагает пример закона круговорота воды в природе. Когда мы, буддисты, говорим о неиссякаемости сунсэ (души) хозяина человека, то его состояние можно сравнить с круговоротом воды в природе. Этот закон утверждает, что ничего в природе не исчезает, а просто переходит из одного состояния в другое, как сунсэ из одного тела в другое.

Хамбо Лама Этигэлов в своем послании о природе жизни человека говорил «Подгоняемый сзади красной энергией своих деяний и ведомый спереди Хозяином смерти буквально за ручки»… Из этого следует, что существующая личная энергия человека, которая гонит его сзади, имеет определенную направленность, скорость и возможную силу, исчисляемую во времени. В буддизме это состояние можно сопоставить с «багчаг», которое переводится как талант человека или возможность его что-либо делать.

Скорее всего, второй Будда Нагарджуна и Пандито Хамба Лама Этигэлов подсказывают, что время – это, все-таки, скорее сила энергии в движении. И эта энергия толкает человека сзади, а не идет с нами параллельно или, еще забавнее, впереди нас или вместе с нами. Получается, достаточно одного неудобного положения – и человек может упасть от силы энергии, как на бурятской национальной борьбе. А каким же образом можно увернуться от этой вихревой энергии, если она постоянно толкает нас сзади к Хозяину смерти? Здесь Хозяин смерти выступает как магнит, как притяжение Земли или распорядитель судьбы. Один ученый лама, по-моему, написал очень резко и вывел страшное умозаключение. Если Хозяин смерти забирает у человека сунсэ и тем самым прерывает жизнь человека, то он же и дает ему возможность жить в другом теле. Только теперь можно понять для чего понадобится мунхын забсар, который один только сможет стать спасением от этого вихря. Только вот вопрос – это пространство уже есть или его надо создать? Кто нам может сказать об этом кроме Хамбо Ламы Этигэлова с его окружением?

 

Думаю, если у меня появилось слабое понимание мунхын забсар, то теперь надо вернуться к сэдьхэлэй забсар, которое можно понять как пространство в сознании. Существование этого пространства для кого-то или для чего-то, вот самый главный вопрос. Зачем нужен этот феноменальный промежуток, если там нет хозяина? И кто он, и что он должен делать? Для ответа на данный вопрос можно обратиться к книге, написанной в 1927 году в Атаганском дацане. Лама, критикуя Карла Маркса и Ленина с их учением, объяснил верующим, что такое буддийское перерождение. Безымянный лама, которого знают многие и гордятся им, писал, что есть нюуса сэдьхэл (сакральная душа) отвечающая за деятельность органов чувств человека, которой буддисты еще на высоком месте поднимают хи морин. Это сакральная душа защищает жизнь человека от повседневной опасности, поддерживая органы чувств в обостренном состоянии. Думаю, что сэдьхэлэй забсар стал домом для сакральной души Хамбо Ламы Этигэлова и дает возможность проявлять свое состояние для видения Доржиева Бимба ламы. А каким образом этот промежуток в своем сознании создать или как найти его у себя -это уже вопрос к самому себе или к Хамбо ЛамеЭтигэлову с его окружением. Думаю в мунхын забсар еще можно попасть, только вот беда – без сэдьхэлэй забсар долго там не продержаться.

У меня складывается впечатление, что Хамбо Лама Этигэлов и Лама Еши Самбу имели тесную связь. Потому что мысли Ламы Еши Самбу, которые изложены в его книгах, объясняют состояние Хамбо Ламы Этигэлова, наиболее глубоко и конкретно, если это можно так сказать. Они оба жили в одно время, и Лама Еши Самбу прожил более 40 лет в местности Эргэ Бургэ, где Хамбо Лама Дамба Даржа Заяев в 1731 году установил свой первый дацан, который потом был вынужден перенести в местность Хилгантуй. Также это может подтвердить факт, когда Лама Еши Самбу по просьбе лам Янгажинского дацана написал историю своих Учителей по Ламриму, восходящих к Будде Шакьямуни. А местность Эргэ Бургэ, как мы знаем, имеет благословение от Бодхисаттвы Манзушри, которое способствует улучшению глубины ума в познании Учения Будды. Хамбо Лама Заяев знал, откуда начать распространять буддизм, и потому Лама Еши Самбу прожил там всю свою сознательную жизнь. Он написал много книг и почему-то не вернулся на свою родину в Монголию. Думаю, благодатная и особо одаренная земля Эргэ Бурги дала возможность Ламе Еши Самбу обрести обширные знания и делать очень оригинальные умозаключение, которые заслуживают большого уважения и дальнейшего изучения.

 

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту