English French Portuguese Spanish
Дашидондоков Сандан лама, проректор Буддийского университета «Дашичойнхорлин» "МЕДИТАЦИЯ – КАК МЕТОД САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ"

 

Всякая возникающая у нас дурная мысль и страдание по сути, сводится к неведению, заблуждению. По причине заблуждения индивидуум буквально блуждает в сансаре, обретая различные рождения и что, печально не ведая этого. Чтобы устранить заблуждение, необходима мудрость, ясное осознание и стабильное сосредоточение. Без хорошего сосредоточения, без острой направленности ума устранение заблуждений просто невозможно. И именно с целью устранения неведения, заблуждения и омрачений, Будда показал нам путь, Самосовершенствования под одноименным названием Буддизм. Чтобы избавить от страданий и обрести счастье, нет иного пути, кроме как устранить в потоках сознания живых существ, причины порождающие страдание, и создать в этих потоках причины, счастья. По этому поводу Будда выразил такие слова:
Водою Будды не смывают скверны,
Страдания существ рукой не устраняют,
К другим не переносят прозрения свои, -
Они Учением существ освобождают.
Невозможно удалить скверны- омрачении, как смывают водой грязь, или устранить страдания, словно вытащить занозу. Будды не могут передать прозрений из своего потока сознания другим. Но как же тогда устраняются страдания? существа освобождаются от всех страданий благодаря Учениям о реальности, об истинной природе явлений. Чтобы понять истину необходимо развить мудрость, пользуясь методом. А мудрость и знание в свою очередь приобретается благодаря различным методам медитации.
Что мы понимаем под словом медитация? С буддийской точки зрения, медитация ― это духовная дисциплина, позволяющая обрести определенный контроль над своими мыслями и чувствами. Существуют различные способы медитации зависимости от уровня менталитета практикующего.
Основой в медитации служит, медитация шаматха без чего невозможна ни реализация понимания пустоты, ни практика тантры. Поэтому практику шаматха можно назвать фундаментом, основой всех остальных реализаций. О чем мастер Жамьян Шадба подтверждает в тексте «Самсуг»: - что все знания Махаяны и Тхеравады сводятся на Шаматхе и Випашьяне. Поскольку самадхи и мудрость они по сути и являются результатом созерцательных и аналитических медитаций.
Что значит аналитические и созерцательные медитации? Аналитическим можно отнести медитации, где происходит анализ чего то, например, тот же ведение диспута в изучении Буддийской философии является своего рода аналитической медитацией, только в динамике, в движении. Известно что, в Чань-Буддизме существует медитация в движении-динамике но они больше, как созерцательные. Созерцательная медитация - это в процессе чего ум достигает спокойствия, где происходит развитие концентрации и гармонии. В процессе медитации созерцания, ум становится настолько ясным и прозрачным, что проявляется способность увидеть мельчайшую частицу этого мира, таким спокойным и счастливым, что это невозможно сравнить с какими-либо другими состояниями счастья.
Великий Атиша говорил, что развитие шаматхи полезно как для себя, так и для пользы других существ. Он объяснял, что как не может без крыльев полететь птица, так же и практикующий без шаматхи и випашьяны не сможет сделать что-либо ни для своего собственного блага, ни для блага других.
Шаматха является, по существу, общей практикой. В буддизме разнообразнейшие техники достижения самади представлены более полным. По сравнению с другими достижениями, шаматха легче, но вовсе не настолько легко достижима, как может показаться. Она тоже требует усилий и постоянной практики. Кроме того, нужно знать, как развивать ее правильно. Также если бросаться от одного метода к другому, перебегать с одной дороги на другую, то желаемого результата трудно достичь. Так как практики медитации шаматха является основой всех знании, окажет существенную помощь в любом направлении практики.
В прежние времена шаматху достигали за время от полугода до полутора лет. Во-первых, потому что делали очень интенсивную практику, во-вторых, потому что знали, как ее надо делать, в третьих не было соблазнов как в наши дни. Одним из таких наглядных примеров результата шаматхи как мы видим, является состояние Хамбо ламы Этигэлова.
Для начала процесса практики медитаций, очень важную роль играют сопутствующие условия. Само место для медитации, положение тела и т.д. о чем подробно можно изучить в текстах «Ламрим» Богдо Зонхабы, и т.д..
Обязательные условия, это положение тела; ноги должны быть скрещены, спина должна быть прямой, потому - что если вы наклоняетесь вперед или назад, это может помешать концентрации. Как объясняется это на уровне тантры, центральный канал, Авадхути, должен быть прямым. Если он хотя бы немножко изогнут, то в этих местах могут появляться дополнительные ветры-энергии, которые будут искажать процесс медитации. Голова не должна быть высоко поднята и не должна быть опущена. Если голова поднята больше, чем следует, то будет появляться излишняя возбужденность, а если слишком опущена, то будет возникать расплывание мысли, сонливость. Плечи нужно расправить. Отсюда мы видим положение тела Этигэлэй Хамбо ламы большей степени совпадает с этим описанием.
Очень важный момент это дыхание. Если перед тем, как начать медитацию, не проделать медитацию на дыхании, то мыслей останется так много, что трудно будет сконцентрироваться по-настоящему. Поэтому сначала важно проделать медитацию на дыхании. Дыхание Хамбо ламы к сожалению, на данный момент невозможно зафиксировать по причине Его состоянии глубокой медитации по тиб. Нямшаг. Где все жизненные признаки приостановлены. Это не означает что, человек умер, мы же не говорим когда человек находится в состоянии глубокого сна, что он умер. Но опять же, это не состояние сна. А именно медитация, состояние глубокой медитации. Где в процессе чего невозможно зафиксировать что-нибудь жизненное или обычное как у обычных людей. Это такое состояние, где сознание обладает полной концентрацией и безмятежностью. Где имеется полный контроль над сознанием и соответственно над окружающей природой. Так как природа пронизана 5-ю элементами то на данный момент можно смело сказать что, Хамбо лама контролирует все элементы. Иначе невозможно без контроля сознания и окружающей среды, находится в подобном состоянии, где тело не подвергается разложению, волосы и ногти не растут как у трупа. И что удивительно волосы с каждым разом не седеют, а наоборот чернеют.
В истории Буддизма существуют аналогичные случаи. Из сутры сказано, йогин долгое время может провести практикуя, даже кальпами, эонами и в какой то момент к ниму обращается сам Будда, дает совет как дальше двигаться по пути практики. Но это напутствие дается только практикам в традиции Тхеравада, согласно Учению. А у нас в Бурятии известно, что традиция Махаяны, то есть должно практиковаться Бодхичитта. А Бодхисаттвы, согласно Учению не находятся в состоянии по тиб. «яндаг та»- «пределах истины» как в тхераваде. Если бы Они находились в состоянии «предела истины» - глубокой медитации то получится, Они потеряют состояние Бодхисаттвы. О чем сказано в тексте Гунчен Жамьян Шадбы «Парчин» тиб. (зог мин жан сум м жебар яндагби та онду ми жао) что, в переводе означает: -не завершив практику, не оказав содействие существу и не реализовав обитель-состояние Будды, не возможно осуществить «предел истины»(состояние глубокой медитации на сущности пустоты). Получается Хамбо лама находясь в состоянии глубокой медитации общеизвестно Он совершает пользу всем, то на такое способен только Будда. О чем в этом же тексте сказано на тиб. языке из текста Будды Будущего времени Майтреи «Жуд Лама»: - (чойжи гулэй ми евар сбрулви раншин нацог жи) что в переводе означает, не покидая состояние Дармакаи, силой разного проявления и т.д. То есть буквально означает, не покидая состояние глубокой медитации Будды, в силу сверхвозможности совершает пользу. Отсюда делаем вывод что, Хамбо лама достиг состоянии Будды и поскольку Он достиг Просветления именно поэтому даже находясь в состоянии глубокой медитации может творить дела на благо.
Он непосредственно находится в глубоком созерцании, природы своего ума и сущности пустоты. Где целью медитации главным образом, является устранение причин страдании - неведения. Чему противоядием служит созерцание сущности пустоты. Между тем своим проявлением Хамбо лама желает показать нам, не то что как можно уйти от проблем от всего бытующего и не быть рабом окружающей среды. А показать обществу, открыть всем глаза, чтобы в народе появилась хоть малейшая надежда, вера, смысла существования, и поняли насколько это возможно достижение состоянии Просветления человека!
Краткое описание целей медитации:
Существуют различные темы для медитации; Если кратко их перечислить основные цели различных медитации они таковы:
медитация на драгоценную человеческую жизнь, это для
развитие энтузиазма, чтобы быть готовым ко всему в течение жизни.
Медитация о преданности Учителю. Для развития сильной
преданности. Преданность. Это сильная вера и сильное уважение. Вот эти два чувства и составляют вместе преданность.
Медитация на непостоянство и смерть. Для устранения
чрезмерной привязанность к этой жизни.
Основная цель медитации на страдания в низших мирах, - это чтобы породить в себе сильное чувство Прибежища. Прибежище в три драгоценности. Это сильная и непоколебимая вера в Будду, Дхарму и Сангху.
Основная цель медитации на карму это чтобы развить в себе убеждённость в том, что опасно создавать негативную карму и необходимо создавать позитивную карму и т.д.
Насколько актуальна медитация на сегодняшний день?
Когда люди гневаются и не знают, как справиться со своим раздражением или когда возникают те или иные проблемы, в силу неведения разрешение видят только теми способами что и пользуются окружающий их народ т.е водкой, пивой и т.д. Почему так делают? Определенная причина тут- неведение. Жизнь для каждого из нас является очередным испытанием. И те кто душевно не выдерживают испытания спиваются, колются и т.д. Желая хоть чуть-чуть смягчить страдание и испытать чувства удовольствия, что вырабатывает в гипофизе эндорфины - гормоны счастья. Но это особо не лучший способ ощущения счастья. Все подобные действия влекут и без того находящегося в неведении человека, в еще больше, в двойне в нетрезвое состояние. Получается пока блуждал в темноте упал в глубь мрака.
В процессе выпивки, да перестают думать о своей проблеме и считают, что таким образом забылись от возникших проблем. Действительно таким образом можно забыться. Но проблемы остаются по- прежнему. Это глупо и неэффективно. Взамен чему советуется получить наставления по медитации у ламы. И начать новую здоровую жизнь. Это во - первых с экономит деньги во - вторых сбережет здоровье.
В подобных случаях, медитация на дыхании очень эффективна. И тем, у кого нарушен нормальный сон по причине избыточного ветра. Например, в случае если проблемы с сердцем или давлением, то медитация на дыхании может привести в нормальное состояние. И т.д. существуют множество полезного. Ведь не случайно Хамбо лама Этигэлов в свое время практикующий буддийскую медицину начал заниматься практикой медитации и достиг таких высот. И своим состоянием желает изъявить нам всем, практикуйте же скорее оставьте все что, заставляет вас держаться и страдать, и не медленно практикуйте метод для обретения подлинного счастья, о чем заявляет в своем послании народу: -
Нашедшего человеческую драгоценную свободу-трудно найти! Встретившего Драгоценное Учение Будды-трудно встретить!К хозяину здешнему-Очирдари Ламе-трудно попасть и пообщаться!!!Отдавшись обману опасных для жизни деяний; Достигнешь предела в этой жизни беззаботно шагая, подгоняемый красной энергией кармы своей ведущий на встречу к хозяину смерти……все твое богатство безумно накопленные превратятся в особый яд и станут бесполезными, так учили все предыдущие Будды.
Заключение
В словах послании поистине показан цель, дающий стимул и путь для жизнеспособности человека. Хамбо лама оставил свое тело нам на показ с определенной целью, как наглядный пример практики медитации. Получается, продолжает обучать нас до сих пор, согласно Учению совершает поворот Учения, на что способен только Будда.
Исходя из всего выше сказанного и с посланий Хамбо ламы, разумно понять следующее, что необходимо внедрить в жизнь практику медитации. Так как существует необъятная польза благодаря медитации.
Библиография:
1.Далай-лама IV Путь к просветлению.
2.Перевод XXIV Хамбо ламы Дамба Аюшеева.
3. «Ламрим» Богдо Зонхабы
4.Гунчен Жамьян Шадба «Прчин гавданбо»2000г.

 

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту